Тема 1. Введение в логопедию.
1. Тезисно раскройте задачи логопедии как науки.
2. Заполните таблицу «Связь логопедии с другими науками»
3. Заполните таблицу «Понятийно-категориальный аппарат логопедии»
4. Заполните таблицу «Принципы анализа нарушений речи»
Тема 2. Причины нарушений речи
1. Заполните таблицу «Классификация причин нарушений речи М.Е. Хватцева»
Тема 3. Проблема классификации речевых нарушений. Структура дефекта
1. Заполнить таблицу «Классификации нарушений речи»
2. Заполнить таблицу «Структура дефекта при речевых нарушениях»
3. Заполнить таблицу «Структура дефекта при речевых нарушениях» (психолого-педагогическая классификация)
1. Тезисно раскройте задачи логопедии как науки.
Заполните таблицы 1-3.
Задачи логопедии как науки:
- изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений (анализ развития речи в определенные этапы);
- определение распространенности и степени проявлений нарушений речи;
- выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений;
- систематизация речевых расстройств;
- соотношение клинико-педагогического и психолого-педагогического подхода;
- разработка методов диагностики речевых расстройств;
- разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;
- совершенствование методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств (первичная (забота о состоянии здоровья будущих родителей; забота о сохранности речевых органов ребенка и обеспечение полноценного образа для подражания в виде правильной речи окружающих людей), вторичная (не допустить дальнейшего развития речевой патологии), третичная профилактика (предупреждение рецидивов));
- комплексный подход при выявлении и коррекции речевых нарушений (взаимодействие нескольких специалистов (врачей, педагогов, психологов, воспитателей) + родители);
- выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речи (сбор анамнестических сведений), характера влияния речевых расстройств на психическое развитие ребенка, его личности, поведения и пр.;
- изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными нарушениями в развитии (УО, ЗПР, ДЦП, дети с нарушением слуха, зрения, расстройства эмоционально-волевой сферы и пр.);
- организация логопедической помощи (система образования (ДОУ, школы), система здравоохранения (больницы, санатории и пр.);
- разработка ТСО, внедрение в учебный процесс ИТ (использование современных информационных технологий (слайды, игры, мультфильмы и пр.));
- анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии;
- унификация категориального аппарата.
2. Заполните таблицу «Связь логопедии с другими науками»
Таблица 1
Связь логопедии с другими науками