Введение
Глава 1. Институт Президентства в РФ
1.1. Становление и развитие института Президентства в России
1.2. Правовой статус Президента РФ как главы государства
Глава 2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации
2.2. Полномочия Президента Российской Федерации
2.3 Порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Пост главы государства присутствует во всех странах, являясь официальным лицом, фактически или лишь формально занимающим высшее место в системе органов государственной власти. Потребность государства в наличии такого лица обусловлена необходимостью обеспечения конституционного порядка, устойчивости системы власти, а также в осуществлении функций представительства на международной арене.
В Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации, в настоящее время представленную верховную должность нашей страны занимает Путин Владимир Владимирович.
Особое конституционное положение занимает Президент Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории.
Именно он выступает главной движущей силой, которая задает общий вектор работы всего государственного механизма. Президент Российской Федерации выступает одновременно и в качестве главы государства, конституционно отдельного от всех ветвей власти, но при этом обладает одновременно значительной частью полномочий каждой из них и не менее эффективными механизмами воздействия на них.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и значимости роли президента, тема курсовой работы является весьма актуальной в связи с тем, что Президент РФ и его полномочия весьма масштабны по своему значению.
Институт президентства Российской Федерации весьма интересен для изучения не только будущих специалистов в сфере юриспруденции, но и дает повод для размышлений всему научному сообществу, в связи с тем, что представленный институт в России весьма молод.
Целью работы является рассмотрение статуса Президента Российской Федерации как главы государства, и изучение возложенных на него конституционных полномочий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
– рассмотреть историю становления и развития института в Российской Федерации;
– определить правовое положение Президента РФ как главы государства;
– изучить порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации;
– выявить полномочия Президента Российской Федерации.
– проанализировать порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Объект исследования – институт президентства Российской Федерации.
Предмет исследования – президент Российской Федерации как глава государства и его конституционные полномочия.
Методологическую основу исследования составили такие научные методы как синтез, анализ и обобщение.
Теоретическую базу исследования составляют, в большей степени, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также работы таких современных ученых, как Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А., Сафонов В. Е., Нудненко Л. А и др.
Структурно работа включает в себя введение, две главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Институт Президентства в РФ
1.1. Становление и развитие института Президентства в России
Институт главы государства возник одновременно с появлением государственных форм организации общественной жизни. Организованное человеческое сообщество всегда имело руководителя (правителя), признанного или назначенного в зависимости от конкретных исторических условий. Большинство государств, которые представляли собой большие коллективы людей, объединенные территорией, отделенные границами, имели в своей системе политической организации институт главы государства.
Несмотря на столь длительный период существования института главы государства, институт Президентства России весьма молодое явление в государственном устройстве нашей страны.
Прежде чем перейти к становлению и развитию института президентства, необходимо понимать сущность представленного определения.
Институт президентства – это система конституционных норм, предметно и функционально определяющих правовой статус выборного главы государства, регулирующих его положение в системе государственных органов, предусматривающих порядок избрания, замещения и отстранения от должности[1].
История института президентства насчитывает менее чем двадцатилетний период.
Советский период истории России характеризовался отрицательным отношением к институту единоличного главы государства — президенту. Функции, выполняемые во многих странах президентом, в РСФСР и СССР выполнял Президиум Центрального Исполнительного Комитета, а затем Президиум Верховного Совета.
При разработке Конституции СССР 1936 г. вносилась поправка о введении института Президента СССР, которая была отвергнута. В докладе о проекте Конституции СССР 1936 г. И. В. Сталин сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету[2]».
Затем идея создания института президента высказывалась Н. С. Хрущевым в 1962 г. — в период подготовки новой Конституции СССР, даже была подготовлена соответствующая глава. Однако после устранения Н. С. Хрущева с руководящих постов работа конституционной комиссии была прервана.
Вопрос о введении поста президента был поднят при подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции, но вместо него была введена новая должность — Председателя Верховного Совета СССР, который хотя и имел небольшой объем президентских полномочий, больше походил на спикера парламента. Основные аргументы против введения института президента сводились к тому, что он противоречит идее полновластия Советов, а также возможно перерождение президентства в диктатуру.
Обсуждение вопроса об учреждении института президента имело место также на февральском Пленуме ЦК КПСС 1990 г. Все это способствовало принятию Закона СССР от 14.03.1990 № 1360-1 Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР. Первым и последним Президентом СССР стал М. С. Горбачев.
Учреждение поста Президента СССР обострило существовавшие споры относительно введения аналогичного института в России. В силу того, что Съезд народных депутатов РСФСР не мог прийти к согласию относительно института президента в РСФСР, этот спорный вопрос был вынесен на референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. Большинство избирателей высказались за введение института президента в России. 24 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР О Президенте РСФСР. 24 мая 1991 г. институт президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин[3].
Российская модель института президентства нашла свое отражение в Конституции 1993года.
Одной из самых спорных проблем при подготовке Конституции РФ 1993 г. была форма правления в России: президентская или парламентская. Анализ основных черт, характеризующих институты президента и парламента в России, порядка их формирования, взаимоотношений, позволяет охарактеризовать форму правления как смешанную, президентско-парламентскую[4].
Современная российская модель института закреплена в конституционных положениях, содержащихся в главе 1. «Основы конституционного строя» ст. 11, главе четвертой, полностью посвященной Президенту Российской Федерации, а также главе 5 «Федеральное собрание», главе 6 «Правительство Российской Федерации» и в главе 7 «Судебная власть», где содержатся отдельные нормы, касающиеся института президентства. Таким образом, среди общего содержания Конституции главе государства посвящены, в той или иной степени, около 30 статей.
Можно сказать, что именно вышеуказанные нормы стали основой формирования в стране президентской власти.