Введение
- Суть проблемы соотношения обучения и развития
1.1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
1.2. Основные ориентации человекознания
- Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития
2.1. Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь
2.2. Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы
2.3. Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь
2.4. Основные направления разработки проблемы обучения и развития
- Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)
3.1. Понятие "зона ближайшего развития"
3.2. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни
Заключение
Список использованной литературы
Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А. Коменского шел поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. К этим же вопросам обращался К.Д. Ушинский. В его наиболее известном фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания" подробно излагаются особенности психического развития ребенка в различные возрастные периоды. Он считал обучение и воспитание могучими факторами развития ребенка.
Объектом педагогической психологии являются деятельностные процессы передачи-усвоения социального опыта у человека. Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А. Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три. Первый – врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта. Второй – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом. Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид – социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта, как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса – процесса приобретения индивидом социального опыта.
Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей Он называется сензитивным периодом развития данного свойства Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития
Соотношение обучения и развития является одним из ключевых факторов формирования и развития гармоничной личности
1 Суть проблемы соотношения обучения и развития
11 Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания СЛ Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" (Рубинштейн СЛ, 1946 С 156)
Проблемы обучения и психического развития:
1 Проблема соотношения развития и обучения
2 Проблема соотношения обучения, воспитания и развития
3 Проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процессе
- Проблема сенситивных периодов развития
5 Проблема критериев и показателей уровней психического (интеллектуального) развития в учебном процессе
6 Проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе и тд [7]
Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего (Хрест 41)
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики ЯА Коменского Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени В отечественной педагогике она нашла отражение в работах КД Ушинского, ПФ Каптерева, НХ Весселя, КН Вентцеля, ПП Блонского, ЛС Выготского и др
На различных исторических этапах ее решение менялось Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин
Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования
Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности
Четвертая причина связана:
- с признанием приоритета принципа развивающего образования;
- развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (ВД Шадриковым введено понятие "онтогенез личности");
- осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;
- созданием концепции развивающего обучения (ЛВ Занков, ВВ Давыдов, ДБ Эльконин и др)[2]