Реферат|Психология

Обучение и развитие личности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 23

Введение

  1. Суть проблемы соотношения обучения и развития

1.1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии

1.2. Основные ориентации человекознания

  1. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития

2.1. Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь

2.2. Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы

2.3. Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь

2.4. Основные направления разработки проблемы обучения и развития

  1. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)

3.1. Понятие "зона ближайшего развития"

3.2. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни

Заключение

Список использованной литературы

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А. Коменского шел поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. К этим же вопросам обращался К.Д. Ушинский. В его наиболее известном фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания" подробно излагаются особенности психического развития ребенка в различные возрастные периоды. Он считал обучение и воспитание могучими факторами развития ребенка.

Объектом педагогической психологии являются деятельностные процессы передачи-усвоения социального опыта у человека. Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А. Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три. Первый – врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта. Второй – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом. Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид – социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта, как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса – процесса приобретения индивидом социального опыта.

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей Он называется сензитивным периодом развития данного свойства Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития

Соотношение обучения и развития является одним из ключевых факторов формирования и развития гармоничной личности

 

1 Суть проблемы соотношения обучения и развития

11 Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания СЛ Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" (Рубинштейн СЛ, 1946 С 156)

Проблемы обучения и психического развития:

1 Проблема соотношения развития и обучения

2 Проблема соотношения обучения, воспитания и развития

3 Проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процессе

  1. Проблема сенситивных периодов развития

5 Проблема критериев и показателей уровней психического (интеллектуального) развития в учебном процессе

6 Проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе и тд [7]

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего (Хрест 41)
          Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики ЯА Коменского Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени В отечественной педагогике она нашла отражение в работах КД Ушинского, ПФ Каптерева, НХ Весселя, КН Вентцеля, ПП Блонского, ЛС Выготского и др

На различных исторических этапах ее решение менялось Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин

Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования

Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности

Четвертая причина связана:

  • с признанием приоритета принципа развивающего образования;
  • развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (ВД Шадриковым введено понятие "онтогенез личности");
  • осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;
  • созданием концепции развивающего обучения (ЛВ Занков, ВВ Давыдов, ДБ Эльконин и др)[2]
  1. Абрамова Г С Психология развития и возрастная психология Учебник — М: Прометей 2017 708 с
  2. Асмолов А Г Психология личности культурно-историческое понимание развития человека — М: Смысл 2019 448 с
  3. Батюта М Б, Князева Т Н Возрастная психология Учебное пособие — М: Деком 2018 240 с
  4. Божович ЛИ О культурно-исторической концепции ЛС Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности// Божович ЛИ Избранные психологические труды- М: Междун педаг Академия,1995- С148-161
  5. Веракса Н Методология ЛС Выготского и развитие образования / Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования» Сборник тезисов М, 1996- С35-36
  6. Владимир Степанов Нейропедагогика Мозг и эффективное развитие детей и взрослых Учебное пособие — М: Академический Проект 2020 346 с
  7. Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост и коммент Шуаре МО; Вступ ст ВВДавыдова, МШуаре - М: Изд-во МГУ, 1992 - 268 с
  8. Выгодская ГЛ, Лифанова ТМ Лев Семенович Выготский Жизнь Деятельность Штрихи к портрету / (Предисловие ВПЗинченко, С 5-13) - М: СМЫСЛ, 1996-424 с
  9. Выготский ЛС История развития высших психических функций// В кн: Выготский ЛС Собрсоч: В 6-ти т- ТЗ~М:Педагогика, 1983- С5-328
  10. Выготский ЛС Педагогическая психология / Выготский ЛС, ред ВВ Давыдов - М: Педагогика, 1991 - 480 с
  11. Выготский, ЛС Возрастная и педагогическая психология / ЛС Выготский - М: Академия, 1998 - 325 с
  12. Защиринская О В Психология детей с задержкой психического развития — М: Едиториал УРСС 2019 166 с
  13. Зимняя ИА Педагогическая психология Учебник для вузов Изд второе, доп, испр и перераб М, 2018 -384с
  14. Интернет - ресурс: https://vse-kursycom/read/psychologies/862-kulturno-istoricheskaya-teoriya-ls-vygotskogo [Электронный вариант]- Выготский Л С Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте - Избранные психологические исследования М, 1956, с 449)
  15. Неумоева-Колчеданцева Е В Возрастная психология и педагогика, семьеведение Возрастное консультирование Учебное пособие для СПО — М: Юрайт 2019 307 с
  16. Склярова ТВ Возрастная педагогика и психология: учеб пособие для студентов пед вузов / ТВ Склярова, ОЛ Янушкявичене ; Православ Свято-Тихон Богосл ин-т, Центр пед исслед «Покров»- М: Покров, 2004 C54

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское