Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организационно-правового обеспечения деятельности судов в России.
1.1 Понятие и содержание организационно-правового обеспечения судов общей юрисдикции
1.2 Система законодательного регулирования организационно-правового обеспечения судов
Глава 2 Практика и проблемы организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда
2.1 Оценка организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда
2.2 Проблемы организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда и пути их решения
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования, посвященного организационно-правовому обеспечению деятельности судов, предопределена ролью судебной власти в жизни демократического общества, в котором его члены и их объединения пользуются достаточной степенью свободы, а все взаимоотношения строятся на основе права. В таком обществе судебная власть, используя присущий только ей способ реализации властных полномочий - правосудие, выступает социальным регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений правовой норме. Особенно актуальна данная проблематика для современной России, строящей правовое общество.
Институт судебной власти в России, имеет сложную правовую природу, обусловленную, с одной стороны, провозглашенной на конституционном уровне независимостью и самостоятельностью, а с другой стороны - необходимостью государственного организационно-правового обеспечения организации и деятельности судов на территории России.
Организационно-правовое обеспечение деятельности судов - одна из основных функций правоохранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее правовому обеспечению.
Достижение целей, стоящих перед судами, в основном зависит от регламентации и качества организационно-правового обеспечения их деятельности. Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности судов в России позволит говорить о положительных результатах проводимой в стране судебной реформы. Этим и обусловливается высокая степень актуальности представленного исследования.
Объект исследования – Московский городской суд.
Предмет исследования – теоретические и практические особенности организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда в России, актуальные проблемы и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
Целью курсовой работы является исследование организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и содержание организационно-правового обеспечения судов общей юрисдикции;
- исследовать система законодательного регулирования организационно-правового обеспечения судов ;
- оценить организационно-правовое обеспечение деятельности Московского городского суда;
- выявить проблемы организационно-правового обеспечения деятельности Московского городского суда и определить пути их решения.
Методология исследования – работа основана на трудах российских ученых в области государственного и муниципального управления, а также на нормативно-правовой базе Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой метод, метод анализа, классификации и обобщения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Теоретические аспекты организационно-правового обеспечения деятельности судов в России
1.1 Понятие и содержание организационно-правового обеспечения судов общей юрисдикции
Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн. гражданских дел, около 1 млн. уголовных дел, более 3 млн. дел об административных правонарушениях, 1 млн. материалов; арбитражными судами - 1 млн. дел по экономическим спорам и более 100 тыс. заявлений Конституционным Судом РФ - более 13 тыс. обращений. Приведенная статистика убедительно свидетельствуют о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним, о доступности и эффективности судебной защиты прав физических и юридических лиц[1].
В этих условиях особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, непосредственно не установленных процессуальным законодательством.
Под организационно-правовым обеспечением деятельности судов общей юрисдикции в России следует понимать организованную на основе закона и осуществляемую Судебным департаментом при Верховном суде РФ и его управлениями (отделами) в субъектах РФ систему мероприятий правового, информационного, организационного, кадрового, финансового и материально-технического характера, направленную на создание необходимых условий для:
- самостоятельности и независимости судей судов общей юрисдикции в процессе осуществления ими судопроизводства на территории Российской Федерации;
- обеспечения безопасности отправления правосудия судами общей юрисдикции в Российской Федерации;
- нормального функционирования органов судейского сообщества России, их эффективного организационно-правового взаимодействия с органами государственной власти[2].
В состав организационно-правового обеспечения судов входит осуществление следующих задач:
- разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;
- разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
- подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
- обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
- дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
- организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;
- организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
- дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;
- материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;
- содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
- организация и ведение судебной статистики;
- оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;
- изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
- разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
- организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
- изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной[3]
Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационно-правового обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа
Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия Ее реализация несовместима с попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения или капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных