Введение
Глава 1. Организационно правовые основы органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.1. Федеральные органы государственной власти
1.2 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
1.3 Органы местного самоуправления
Глава 2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления на примере Алтайского края
2.1 Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
2.3 Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
Заключение
Список использованных источников
Дальнейшее развитие Российского государства невозможно спрогнозировать без рассмотрения процессов федеративного государства. Процессы связующие центр с муниципалитетами во многом предопределяют политику государства и экономические векторы развития. Для формирования полноценной системы взаимодействия необходимо рассмотрение опыта в части формирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой муниципалитеты находятся в прямой зависимости от центра, как в экономическом, так и социальном плане. Обстановка формирования региональных и федерального бюджета в условиях экономического кризиса и наличия большого числа дотационных регионов не способствует стабилизации экономической сферы государства.
Депрессивные территории, по сути, становятся заложниками федеральных государственных программ, которые могут не учитывать региональные особенности экономики и социальной сферы каждого конкретного муниципального образования.
В то же время и инвестиционно привлекательные регионы получают вложения в экономику за счет в большей степени сырьевых ресурсов, а не производительной сферы.
Региональные проекты развития социальной сферы не находят поддержки в связи с отлаженностью положительных результатов на довольно продолжительный срок. Риски регионального и федерального развития во многом тормозят экономические проекты, инвестиционная привлекательность которых имеет отдаленную перспективу. Здесь стоит отметить, что муниципалитеты как правило являются реципиентами и становятся заложниками при формировании консолидированного бюджета на регион в целом.
В этой связи становится необходимым анализ конституционно- правового регулирования взаимодействия власти федерального и регионального уровня. Необходимо тщательное изучение процесса взаимодействия для создания эффективного алгоритма такой деятельности и минимизации негативных последствий. Существующие риски должны быть изучены, проанализированы и максимально минимизированы. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления интересовали многих ученых – как специалистов в сфере государственного и муниципального управления, так и социологов, юристов, экономистов, политологов и философов. Впервые они подробно были затронуты еще в трудах В. М. Гессена, Н.М. Коркунова, А.Г. Михайловского, М.И. Свешникова и других.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения взаимодействия федеральных органов власти с одной стороны, и муниципальных с другой.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс регулирования взаимодействия властей и содержание их правового статуса.
Цель выпускной квалификационной работы в анализе форм и способов деятельности органов федеральной и местной власти в процессе взаимодействия.
Выбранная цель определила постановку задач:
- определить организационно правовые основы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- рассмотреть взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления на примере Алтайского края;
- в заключении обобщить материал и сделать выводы по рассмотренной проблематике.
Теоретическая работы заключается в анализе взаимодействия центра и регионов и создании возможности оперативного перераспределения полномочий между центром и субъектами при необходимости.
Практическая значимость работы обосновывается применением проведенной исследовательской работы к формированию конкретных предложений по совершенствованию правовых и организационных механизмов взаимодействия муниципальных и государственных властей. Результаты работы применимы в деятельности различных уровней власти, а также могут послужить основой дальнейших исследований в данной сфере.
В качестве методологической основы исследования выступили системно-структурный, технико-юридический, метод сравнительного анализа и другие методы познания социально-политических методов и процессов.
Научная новизна работы состоит в применении комплексного подхода к исследованию понятия взаимодействия в работе местного самоуправления, и органов государственной власти и выработке на основании проделанного анализа обобщающих заключений, выводов и предложений. Также исследование такого рода впервые проделано с использованием в качестве модельного региона Алтайского края.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, заключение, две главы и библиографический список.
Глава 1. Организационно правовые основы органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.1. Федеральные органы государственной власти
Государственная власть представляет собой выполнение административных действий связанных деятельностью субъектов исполнительной власти, которые имеют развития в осуществлении своих функций при осуществлении деятельности, а также формируют индивидуальное отношение к сфере государственной службы.
Система федеральных органов государственной власти состоит из следующих структур:
- Президент Российской Федерации, который непосредственно осуществляет полномочия главы государства;
- Федеральное собрание, включающее в себя Совет Федерации и Государственную Думу и представляет из себя законодательную структурную власть;
- Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти и ее деятельность контролируется главной государства;
- Федеральные и территориальные органы исполнительной власти, а также судебная власть, которая включает в состав суды федеральной юрисдикции. [1]
Здесь стоит отметить, то, что осуществление всех полномочий связанных с государственным управлением органов федеральной власти осуществляется Президентом Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Действующая государственная власть выполняет свои функции в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и все разветвления такой власти являются самостоятельно действующими.[2]
Стоит отметить, что кроме основных систем входящих в структура органов федеральной исполнительной власти существуют органы, имеющие особый статус, и не входят ни в одну из ветвей власти. Такие органы созданы и выполняют свои полномочия в соответствии с Конституционными правилами Российской Федерации, а также федеральными законами различных уровней. К независимым органам федеральной государственной власти относят прокуратуру ФУ, Центральный Банк, Счетную палату, Центральную избирательную комиссию, а также Уполномоченного по правам человека на территории Российской Федерации. Так необходимо рассмотреть полномочия и действия каждой из перечисленных систем федеральной власти.
Прокуратура РФ является обособленной сетью федеральной централизованной системы государственных органов и осуществляет надзор за соблюдением Конституционных ном и исполнением федерально- нормативных актов и законов на территории Российской Федерации. В Конституции РФ четко закреплены принципы единства и централизации системы органов прокуратуры и определен порядок осуществления деятельности Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ согласно ст. 129.
Главную роль в социально – экономическом развитии страны играет Центральный Банк, который позволяет структурировать финансовую систему государства, а также имеет направленность на стабилизацию российского рубля в период кризисных ситуаций. Конституцией РФ закреплены основы, которые регулируют деятельность, полномочия, функции ЦБ РФ, которые устанавливают исключительное право Центрального Банка на осуществление финансовой эмиссии. Центральный Банк при этом имеет статус юридического лица, а его имущество является федеральной собственностью и при этом учреждение реализует все свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Другими слова ЦБ РФ наделен имущественной и финансовой самостоятельностью, а также выступает индивидуально при принятии решений в хозяйственной деятельности. Являясь кредитным учреждением Центральный Банки при этом выполняет полномочия органа государственной власти поскольку является эмитентом золотовалютного резерва страны.
На основании норм Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание создает Счетную палату с целью контрольных мероприятий по исполнению федерального бюджета, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, а также контроль использования кредитных ресурсов и внебюджетных фордов, включая банковскую систему. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного финансового контроля и имеет организационную, функциональную и финансовую независимость.[3]
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, Счетная палата – это государственный орган, которому дарованы полномочия осуществления финансового контроля непосредственно за федеральным бюджетом, его назначением и исполнением. Следовательно, конституционно-правовой статус Счетной палаты опирается на главенствующих принципах свободы, равенства и демократии, на принципе разделения властей на три ветви, на признании гражданских прав и свобод общественной и государственной ценностью. Компетенция и функции Счетной палаты в механизме осуществления государственной власти позволяют ей взаимодействовать в ходе реализации своей деятельности с другими государственными органами публичной власти. Это факт, вытекающий из наличия широких полномочий в плане финансового контроля у Счетной палаты. Чем выше эффективность взаимодействия Счетной палаты с другими органами, тем лучше выполняются все ее обязанности, включая не только функции контроля над федеральным бюджетом, но и экспертно-оценочную, аналитическую, информационную функции. Финансовый контроль в глобальном смысле во многом определяет внутреннюю политику страны. Этот факт приобретает иное значение в связи с мировым кризисом и экономическими санкциями, которые по-прежнему являются инструментом против России со стороны Запада. Вопросы финансового контроля неминуемо затрагивают и общественную жизнь, они сопровождают всю процедуру назначения и разработки бюджета вплоть до осмысления конечных результатов и информационной подачи их в массы.[4]
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) - независимый коллегиальный федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение федеральных выборов и референдумов в России, действующий на постоянной основе и являющийся юридическим лицом. Конституция РФ не определяет правовой статус ЦИК России, так как в ней нет раздела об избирательной системе. ЦИК формируется в соответствии с избирательным законодательством. Порядок формирования, статус и полномочия ее устанавливаются федеральными законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 20, п.12; ст.21), «О выборах Президента Российской Федерации» (ст.ст. 17, 19), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 25) и некоторых других.
Институт Уполномоченного по правам человека был создан с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод всех людей, находящихся под юрисдикцией России. Основная задача Уполномоченного по правам состоит в том, чтобы все государственные органы, органы местного самоуправления, а также все государственные служащие соблюдали и уважали права и свободы, предусмотренные законом.