Конституцией Российской Федерации установлено, что Россия – это социальное государство.[1] Под этим подразумевается, что политика государства должна иметь направленность на создание таких условий жизни, которые позволят обеспечить достойную жизнь и развитие каждого человека.
Защита граждан должна реализовываться посредством проведения социальной политики, имеющей воплощение в социальных программах и практике. В первую очередь государство, разрабатывая социальную политику, должно учитывать интересы слабозащищенных слоев населения, таких как дети, пенсионеры, инвалиды.
В вопросах, связанных с поддержанием среднего уровня жизни жителей страны, уменьшением разрывов в уровне жизни между разными категориями жителей, борьбой с бедностью, основная роль отводится социальному обеспечению, которое представляет собой форму выражения государственной социальной политики, имеющую направленность на материальное обеспечение и обслуживание конкретных категорий граждан за счет бюджетных средств или средств специально созданных внебюджетных государственных фондов при наступлении определенных социальных рисков или социально значимых обстоятельств.[2]
Следует отметить, что право на социальное обеспечение признается во всем мире, и социальное обеспечение российских граждан должно осуществляться на уровне, закрепленном в ратифицированных Россией международных актах, что особенно актуально в сегодняшних реалиях в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Право социального обеспечения является сравнительно молодой отраслью российского права, которое необходимо уметь разграничивать с другими отраслями права, регламентирующими похожие отношения (семейным, трудовым, финансовым, административным правом).
Довольно часто между субъектами правоотношений, складывающихся по поводу предоставления пенсий и разного вида льгот и компенсаций, возникают споры, что также подтверждает необходимость и актуальность изучения права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права.
Таким образом, по нашему мнению, актуальность данной работы не вызывает сомнения.
Целью курсовой работы является всесторонне исследование права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие права социального обеспечения в России;
- рассмотреть понятие и систему права социального обеспечения;
- охарактеризовать источники права социального обеспечения и их классификацию;
- рассмотреть предмет права социального обеспечения;
- изучить метод права социального обеспечения;
- рассмотреть понятие и общую характеристику принципов права социального обеспечения.
В качестве объекта данной работы выступает право социального обеспечения как отрасль права.
Предмет работы составляет комплекс правовых норм, регулирующих социальное обеспечение.
В процессе подготовки курсовой работы были использованы методы теоретического уровня (обобщение, классифицирование), эмпирического уровня (анализ). Также использовались такие методы, как: системный, исторический, сравнение, структурно-функциональный.
Теоретической основой курсовой работы являются: учебная, научная литература, научные статьи.
Новизна курсовой работы состоит в том, что она выражает собой комплексный теоретико-правовой анализ права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права. Данная работа написана на базе исследования актуального состояния практики применения законов, а также литературных источников последних лет по данной теме.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использования ряда ее положений, предложений и выводов в учебном процессе.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
1.1. Историческое развитие права социального обеспечения в России
Истоки социального обеспечения уходят в античные времена, когда зарождалось человеческое общество, поскольку люди, которые не могут себя обеспечить вследствие естественных или по независимым от них причинам, имеются повсеместно. Россия также не является исключением. Государство вне зависимости от своего экономического положения вынуждено было выполнять функции по поддержке обездоленных вследствие тяжелого положения граждан.[3]
В основном социальная поддержка имела несистемный характер, потому как в качестве причины неблагополучного материального состояния граждан выступали войны, стихийные бедствия, болезни. В первую очередь в качестве всего нуждающихся выступали престарелые и нетрудоспособные граждане. Так же стоит отметить, что привилегии в России имели чиновники и военнослужащие. Пенсионное обеспечение данных категорий происходило за счет казны государства и зависело от персональных заслуг перед государством.[4]
Стоит отметить, что огромное влияние на развитие института социальной помощи оказало принятие постановлений Стоглавого Собора в 1551 г. Как раз в данный период времени «сирые и убогие» стали объектом государственного призрения.[5]
В ХIХ в., как утверждают некоторые исследователи, в обществе были широко распространены опека и попечительство, государственное признание для беднейших слоев населения, благотворительность и др.[6] На конец ХIХ – начало ХХ в. в России насчитывалось уже более 14 000 государственных и частных учреждений общественного призрения.
Наибольшее развитие законодательство о социальном обеспечении получило в период капитализма. Это связано с тем, что наемные рабочие нуждались в особой защите, поскольку на производстве происходили несчастные случаи, в результате которых происходила полная или частичная утрата трудоспособности, оставались без обеспечения дети и иные иждивенцы.[7] Для решения проблем с социальной защитой таких работников и их семей в первой половине ХIХ в. были приняты законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и др.
Также важное место в данный период занимало государственное страхование рабочих и всех лиц наемного труда и их семей во всех случаях утраты ими трудоспособности и организация страховых организаций.
Еще одним направлением реформ докапиталистического периода было предупреждение бедности. По традиции более обеспеченный класс населения делал пожертвования для поддержания специальных учреждений, в которых находились бедные люди, дети, не имеющие родителей, и др.
Особое внимание в рассматриваемый период в стране уделялось охране материнства и детства. С этой целью менялась законодательная база, открывались специальные учреждения, предусматривалось пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности и др.[8] Здесь стоит отметить, что не у всех категорий населения было право на данные пособия. Так, в систему государственного социального обеспечения не входили крестьяне, бывшие помещики, фабриканты, полицейские, жандармы. Стоит согласится с мнением К.К. Гасановым, который полагал, что такое решение было оправдано для того времени, поскольку страна в первой половине ХIХ в. действительно находилась в сложной ситуации в связи с участием России в Первой мировой войне.[9]
Однако не смотря на сложившуюся ситуацию, 11 декабря 1917 г. принимается Положение о страховании на случай безработицы, а 22 декабря 1917 г. - Декрет «О страховании на случай болезни». 7 августа 1918 г. издается Декрет СНК «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств».[10]
Государство, проявляя заботу о детях, лишенных родителей, открывало специальные учреждения для детей, детские дома.
Необходимо особо выделить, что в рассматриваемый период государство было ориентировано на оказание бесплатной медицинской помощи всем гражданам вне зависимости от их социального положения. В тоже время в системе медицинской помощи проявляются страховые начала: создаются больничные кассы, Народный комиссариат здравоохранения.
В период гражданской войны было принято Положения о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., которым учреждалась система социального обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужого труда[11], что обозначило переход на государственное социальное обеспечение трудящихся. Однако все это уменьшило стимул работников к труду и повысило количество симуляций болезни.
В 1929 г. происходит становление нового законодательства, благодаря которому социальное обеспечение начинает активно развиваться. Так, вводятся надбавки за срок работы, повышается размер пенсий, появляется социально-бытовая помощь становятся бесплатными детские сады и ясли, пионерские лагеря, молочные пункты, вводятся пенсии за выслугу лет и др.[12]
В 1930 году с целью пенсионного обеспечения был установлен пенсионный возраст для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. При этом общий трудовой стаж для мужчин должен был составлять – 25 лет, для женщин – 20 лет.[13]
Право на социальное обеспечение было закреплено в Конституции СССР 1936 года. В соответствие с Конституцией, гражданам СССР предоставлялось право на материальное обеспечение в старости, а также при болезни и потери трудоспособности.[14]
Развитие права социального обеспечения затормозилось в годы Великой Отечественной войны, но уже в 1950-е годы стали приниматься важнейшие законы и постановления в сфере социального обеспечения. К таким законам и постановлениям относятся принятый 14 июля 1956 г. Закон о государственных пенсиях и утвержденное 5 февраля 1955 г. ВЦСПС Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Данными нормативными актами был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, а также повышены размеры пенсий.[15]