Российская Федерация признается социальным государством, это означает что в таком государстве, институт социальной защиты выступает как обязательный элемент, задача которого обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью Российского государства является обеспечения благополучия граждан, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное обеспечение - одно из основных прав человека и гражданина.
Оно адресовано всему населению, сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него. Таким образом, в системе социального обеспечения осуществляется реализация важнейших конституционных прав гражданина. В связи с этим можно выявить актуальность выбранной темы.
Выплаты и услуги, помощь по системе социального обеспечения получают десятки миллионов российских граждан. Достаточно вспомнить, что только число пенсионеров в стране достигает 40 млн. человек, а страховое обеспечение распространяется на всех лиц, работающих по трудовым договорам.
Российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают нарушенным их конституционное право на социальное обеспечение.
Весьма важно применение судами материальных норм законодательства РФ о социальном обеспечении, поскольку судебная практика имеет существенное влияние на совершенствование норм отраслевого законодательства.
Социальное законодательство РФ (в том числе нормативные правовые акты о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим на производстве, социальной помощи малообеспеченным гражданам, о социальном обслуживании и др.) продолжает подвергаться корректировке, ежегодно в них появляются и совсем новые правовые нормы.
Важно, используя судебную практику, выявить, насколько правовые новеллы учитывают интересы российских граждан, не нарушают ли их право на социальное обеспечение в старости, при инвалидности, временной нетрудоспособности, безработице, в случае рождения и воспитания детей, согласуются ли эти новации с общепризнанными нормами международного права.
Объектом в данной работе являются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение гражданами Российской Федерации.
Предмет – разновидность системы социального обеспечения т.е. конституционные нормы, а также положения законодательства регламентирующие общественные отношения между субъектами в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Целью исследования работы является изучение особенностей социального обеспечения, как одной из одной из главных составляющих социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина
- Изучить понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации;
- Исследовать закрепление конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации;
- Изучить особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение на современном этапе.
Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные выводы могут быть использованы для создания на законодательном уровне более эффективного механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение
Теоретическая база работы включает в себя нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления социального обеспечения граждан РФ, в частности, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др. Кроме того, при написании работы использовались книги и научные статьи затрагивающие отдельные аспекты предоставления социального обеспечения.
1. Конституционные социальные права человека и гражданина: сущность и содержание
1.1. Социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина
В теории права существует огромное количество определений прав человека и гражданина, и данное многообразие помогает посмотреть на данную категорию с различных «углов». Автор Глухарева Л.И. в своей работе приводит несколько примеров основных теоретических подходов к определению прав человека и гражданина, в числе которых она выделяет: антропологический подход, коллективистский и смешанный. [1]
Ряд авторов видят в правах человека лишь общественные задачи, группа других теоретиков права считают, что в правах присутствуют личностные начала человека, подчеркивая антропологизм прав человека или свойства человеческого в человеке.
Что касается смешанной точки зрения, то она учитывает оба этих подхода и видовое различие прав человека, поскольку частично права являются результатом личных возможностей и поведения индивида, а часть прав не требуют от их обладателей совершения определенных действий. К последним, например, следует отнести право на жизнь или свободу мысли, т.е. это такие права, которые выражают возможность пребывания в определенном состоянии. Помимо вышеуказанных позиций, есть и такие права, которые подразумевают возможность личности их самостоятельно реализовывать (например, личные права и политические права).
Другая же группа прав предполагает наличие помощи со стороны государства или общества (социальные права). Следует заметить, что в ряду конституционных принципов положение о правах и свободах человека как высшей ценности является приоритетным. Именно интересы человека, равно как и его права и свободы ставятся на первое место в современном государстве. Как отмечает автор Микаелян Н.Г., права и свободы человека и гражданина должны находиться в непременной гармонии с государственными и общественными интересами, а если какие-либо противоречия между ними все-таки возникают, то разрешение их должно происходить в пользу интересов человека. [2]
Анализ литературы по теории прав человека показал, что существуют следующие основания классификации прав человека:
- Во-первых, исходя из источника происхождения, права человека принято делить на: естественные и позитивные.
- Во-вторых, права человека, с учетом исторических этапов их провозглашения принято делить на три поколения.
- В-третьих, с учетом множественности субъекта прав, права человека можно делить на: индивидуальные и коллективные.
Под индивидуальными, соответственно, принято понимать права отдельно взятого человека, такие как право на жизнь или право на деловую репутацию. Что касается коллективных прав, то они принадлежат какой-то конкретной общности людей или народов и реализуются совместными действиями указанных групп.
- В-четвертых, с учетом степени распространенности прав на какой-то конкретный круг людей принято делить права человека на: общие и специальные.
При этом общие права закрепляются в Конституции и распространяются на всех живущих людей на территории РФ, а специальные права человека зависят от его служебного или социального положения, от возраста или пола человека и других обстоятельств.
- В-пятых, с учетом сферы жизнедеятельности права человека делят на следующие группы:
1) прирожденные, неотчуждаемые права;
2) гражданские;
3) политические;
4) экономические;
5) социальные;
6) культурные.
Как видим, среди прав человека особое место занимают социальные права граждан. Следует отметить, что в науке имеются различные подходы к определению понятия «социальные права». Однако в настоящее время единого общепринятого термина социальных прав не существует, равно, как и отсутствует единая классификация указанных прав. К примеру, ряд авторов социальные права именуют социально-экономическими, а в некоторых работах они рассматриваются исключительно в группе прав – «экономические, социальные и культурные права» (например в трудах С.А. Авкаьяна).
Е.В. Нелюбина отмечает, что наряду с политическими и личными правами, социальные права относятся к фундаментальным правам человека и гражданина и представляют собой, в связи с этим, неотъемлемую часть правового положения каждой личности. Социальные права принадлежат каждому человеку и являются неотчуждаемыми правами. Социальные права основаны на принципах социальной солидарности и справедливости, они закреплены в Конституции России как непосредственно действующие и подлежащие судебной защите (в том числе и защите Конституционным Судом Российской Федерации).
Социальные права имеют специфические особенности, к которым следует относить, в первую очередь, меньшую универсальность таких прав. Данное положение означает, что социальные права распространяются на какую-то конкретную сферу социальных отношений или на определенную категорию граждан.
Кроме того, социальные права граждан зависят от состояния экономики страны и вообще, от финансовых возможностей государства, поскольку существования социальных прав требует значительных материальных затрат, по сравнению, например, с личными правами и свободами.
В юридическом словаре социальные права человека трактуются, как совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение при определенных условиях от государства каких-либо материальных благ.
К.Б. Бароцкая определяет конституционные социальные права как совокупность конституционных прав человека, гарантирующих ему достойную жизнь и социальную защищенность, обеспечивающих оказание ему государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации.
Итак, социальные права можно определить следующим образом: социальные права – это нормативно закрепленный и признанный государством комплекс прав и свобод человека и гражданина, которые распространяются на определенную социальную область, не отчуждаются и принадлежат каждому индивиду.