Введение
Глава 1. М. Дюверже и его закон
1.1 Биография Мориса Дюверже
1.2 М. Дюверже и его вклад в развитие политической науки
Глава 2. Теоретические аспекты политических партий
2.1 Основные понятия и типы политических партий
2.2 Типология партий по М. Дюверже
2.3 Виды партий по М. Дюверже
Глава 3. Анализ социологии политических парий по Морису Дюверже
3.1 Политическая социология Мориса Дюверже
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность темы. В преддверье нового федерального закона «О политических партиях», который, по мнению многих политических деятелей, открывает совершенно новую страницу в истории России, хотелось бы узнать, что это за политический институт, так как среди всех ныне действующих сил в политической сфере, основную роль играют партии, как представители групповых и индивидуальных интересов.
Основной задачей каждой партии является овладение политической властью в государстве или принятие в ней участия через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Очень трудно представить себе современное общество и его политическую систему, без воздействия на него политических партий.
Политическая партия, по моему мнению, является самой главной опорой демократического общества, так как является очень простым, и в свое время очень мощным, реализатором интересов различных общественных групп.
Институт партий – результат социально-экономической и социально-культурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретной политической системе, характер отношений между ними обуславливаются влиянием этнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии и т.д.
Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельной отрасли знания – партологии, изучающей партии и партийные системы.
Степень разработанности проблемы. Социология политических партии» М. Дюверже продолжили и в известном смысле завершили тот блестящий ряд исследований политической организации общества. Современные партии, по Дюверже, — это те партии, которые складываются в эпоху становления всеобщего избирательного права как единственного способа легитимации власти и качественного расширения прав парламента; они возникли в неразрывной связи с крушением абсолютистских феодальных режимов, сословно-иерархической структуры средневекового общества, авторитарной политической власти и цензовых избирательных режимов. Нужно особо подчеркнуть, что современная партия для Дюверже — это не какой-то один определенный тип партий (например, массовые социалистические партии, как это ему иногда приписывают, хотя эти партии с их сильной организацией, дисциплиной, а главное «народным способом» финансирования выборных кампаний вместо обращения к пожертвованиям «денежных мешков» и способностью демократического обновления политической элиты он действительно рассматривает как наиболее адекватно соответствующие эпохе демократии и считает их возникновение настоящей революцией).
Цель исследования – изучить социология политических парий по Морису Дювержею.
На основании цели поставлены задачи:
1. Основные понятия и типы политических партий;
2 Типология партий по М. Дюверже;
3 Виды партий по М. Дюверже;
-
Политическая социология Мориса Дюверже.
Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. М. Дюверже и его закон
1.1 Биография Мориса Дюверже
Морис Дюверже родился 5 июня 1917 года. Дюверже - французский учёный, профессор политической социологии Парижского университета с 1955 года, государствовед, а также автор книг по политическим наукам и конституционному праву. Кроме Парижского университета преподавал также в университетах Женевы, Нью-Йорка и Тель-Авива. Во время «Холодной войны» был учёным либерального направления. Выступал против колониальных войн и неофашизма. Стал известным в связи с вкладом в политологию, партийных систем и в классификацию партий. 1989 -1994 года Морис был членом Европейского парламента, в качестве независимого кандидата по списку Итальянской Коммунистической партии. Правительство некоторых стран обращалось к нему за консультацией по проблемам избирательной борьбы и конституционного права.
После выхода его книги « Политические партии», к Дюверже пришла мировая известность. В этой книге он рассматривает структурно - организационные основы партий, особенности их становления и развития общностей.
Рассматривает политическую социологию как науку о власти, которая изучает отношения управляемых и управляющих в человеческих общностях. Цель политической социологии заключается в выявлении «двуличия власти», так как политика представляет борьбу между индивидом и группами за власть. Политическую систему рассматривает как противоречивое единство аутентичной демократии и власти владельцев капитала.
В 1945 году были сформулированы Морисом «законы Дюверже», которые касались взаимодействия электоральных и партийных систем. Их содержание сводится к следующему: 1) пропорциональное представительство склонно вести к формированию независимых партий, 2) абсолютная мажоритарная система порождает партийную систему, в которой партии стремятся к компромиссу 3) относительная мажоритарная система влияет на формирование двухпартийной системы. Эти законы вызвали между политологами и социологами споры.
Многие его книги оказывались заметными фактами научной и общественной жизни Франции. Книги Дюверже - это энциклопедии знаний, необходимых для сознательного действия в политической жизни и влияния на эволюцию структуры политической партии. В своих работах он не обещает и не навязывает никому никаких «железных законов», Морис просто предлагает проверенное практикой политических партий знание о том, к каким последствиям приводило или приведёт то или другое решение, выбор, исторически сложившееся стечение обстоятельства.
Многое, что прогнозировал Дюверже осуществилось в реальность. Так в 1958 году в «Монд» под названием « Когда?» он предсказал неизбежность второго пришествия к власти де Голля. В книге «Политические партии» он предупреждает о возможности появления во Франции неофашистских партий. Но также в его книгах встречаются и «русские сюжеты», когда он говорил о неизбежности естественной либерализации тоталитарных партий, Морис оценивает пессимистически подобную перспективу коммунистической партии СССР, так как он сомневался в обозримом будущем «внутренний круг» позволит следовать естественным путём. За Дюверже закрепилось слава одного из самых проницательных политологов Франции.
Для Дюверже современная партия - это партия, которая способна реализовать всеобщее избирательное право и использованием институтов демократического общества, завоевать парламентское большинство. Морис рассматривает современную политическую партию как структурно-функциональную общность. Он считает, что сущность современных политических партий раскрывается в их организации. Партия есть общность на базе определённой организационной структуры, их характер и способ их интеграция влияет на социально-классовый состав. Эффективность деятельности партии и принципы, и методы этой деятельности непосредственнее всего определяются устойчивой характеристикой партии - её базовой организационной структурой.
Демократия в его понимании - это свобода для народа и для каждой части народа Свобода в самой природе современных партий заложены черты и тенденции, которые способны противостоять ей или исключать её. Всеобщее избирательное право является не заменимым способом признания власти. Избирательный бюллетень является единственной формой общественного договора граждан с властью, а политическая партия является инструментом выражения, представительства общественного мнения, а также средством политического самоопределения граждан и субъектом ответственности власти перед ними. политическая партия дюверже
Морис Дюверже стал признанным авторитетом в области политических наук. Особенностью его исследовательского стиля - это сочетание глубоких и оригинальных мыслей с популярностью изложения. Долгие годы он занимался публицистикой, преподавал, сотрудничал с газетой «Монд», через которую консультировал некоторые правительства. Был награждён орденами Франции, Греции и Мексики.
1.2 М. Дюверже и его вклад в развитие политической науки
Ценность политологии, как и всякой общественной науки, как правило, определяется спецификой предмета изучения, который должен способствовать выявлению причинно-следственных связей в жизни общества. Предполагается, что общественное знание должно формулировать некие универсальные законы на основе данных выявленных закономерностей. Другая точка зрения допускает тот факт, что политология не претендует на продуцирование универсальных категорий, в рамки которых можно заключить живое течение жизни, в том числе политической. При этом в принципе не отрицается возможность существования в отдельных разделах политической науки неких диалектических универсалий, тем не менее не означающих, что функционирование политики можно свети к некому ряду закономерностей.
Данная проблема не могла остаться вне теоретико-методологических интересов «патриарха политической науки» Мориса Дюверже. Как известно, в дискуссии по данному вопросу противостояли две концепции: политология –это наука 1) о государстве, 2) о власти.
М. Дюверже придерживается 2-й концепции, на том основании, что она позволяет исследовать власть как феномен государственный в сопоставлении с другими социальными институтами. Однако политолог признает, что данная концепция также не является исчерпывающей, так как не учитывает феномен влияния. На первый взгляд, эти понятия тождественны. Но эта связь лежит в иной плоскости. С одной стороны, влияние является обязательным компонентом власти. Однако само по себе влияние на индивида или группу еще не является властью в полном смысле. Таким образом, феномены власть и влияние четко разграничиваются.
Как пишет М. Дюверже, предметом политической науки является власть в каждой своей ипостаси – будь то авторитет, господство или влияние. Он предлагает определять власть как признанное разумным право одних людей властвовать над другими. При этом внимание фокусируется на том, каким образом власть осуществляется, иными словами, какие технологии заставляют одних людей подчиняться другим. Дюверже не делает попытки объяснять природу власти, ибо считает ее существование естественным и неизбежным явлением человеческого общежития, вроде смены пор года в природном мире.