Введение
1 Методические основы изучения китайского языка
1.1 Методы, модели и технологии обучения иностранным языкам
1.2 Современные методики изучения китайского языка
2 Практическое применение методов преподавания китайского языка
2.1 Упражнения для обучения китайскому языку
2.2 Конспект урока для обучения китайскому языку
Заключение
Библиографический список
Современный процесс преподавания иностранного языка - постоянно и активно развивающийся процесс. Каждый педагогический коллектив и каждый учитель ежедневно и ежечасно погружены в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития.
И главной целью образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
В современных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастание роли образования в жизни общества непосредственно связывается с повышением требований к его качеству. Уровень образования населения становится основным стратегическим курсом общества, позволяющим любой стране быть конкурентоспособной в мировой экономике.
Россия и КНР в течение длительного времени связаны совместной историей партнерских отношений. На данный момент эти 2 страны являются стратегическими партнерами, для достижения необходимого уровня взаимопонимания одно из центральных мест принадлежит отлаженному процессу коммуникации, невозможному без качественных знаний языка, серьезного понимания культуры.
Данная ситуация требует подготовки достаточного числа специалистов, владеющих китайским языком, которые смогут и способных осуществлять сотрудничество с Китаем в различных сферах социальной жизни.
В отечественной науке на настоящий момент, с точки зрения Деминой Н.А, Н.Н. Короткова, очень слабо разработана методика преподавания китайского языка, что снижает качество подготовки специалистов.
Актуальность работы обусловлена необходимостью обобщения сведений о современных методиках преподавания лексики китайского языка, позволяющих увеличивать лексический запас. Помимо этого, аспект формирования лексического минимума обучения китайскому языку до сих пор не решен.
Поэтому в качестве темы исследования мы определили: «Современные методики преподавания китайского языка».
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс преподавания китайского языка.
Предметом исследования являются различные методики обучения китайскому языку.
Целью нашего исследования намечено изучение возможности применения различных методик обучения китайскому языку.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение лексике китайского языка на основе коммуникативного подхода будет возможным, если отобрать специальное содержание и методы обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть особенности современных методов и технологий в обучении языку;
- выявить специфику современных методов преподавания китайского языка;
- разработать комплекс упражнений и конспект урока как демонстрацию применения метода при обучении китайскому языку.
Методы исследования: анализ научных исследований по изучаемой проблеме, изучение опыта работы разных учителей.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1 Методические основы изучения китайского языка
1.1 Методы, модели и технологии обучения иностранным языкам
Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие:
а) результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся),
б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объём материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),
в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления,
г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.
Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно- деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности (И.А. Зимняя, Е.С. Полат, И.Л. Бим и др.).
В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метода и интенсивных методов обучения, технология Дальтон-план, модульную технологию, применение технических средств (в первую очередь компьютерных и аудиовизуальных технологий).[1]
Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий обучения.
Обучение в сотрудничестве. Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении, в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик - учитель - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.
Концепция обучения получила практическую реализацию в ряде вариантов технологии такого обучения, предложенных американскими педагогами.
Э. Арносоном (1978), Р. Славиным (1986), Д. Джонсоном (1987), Е.С.Полат (2000) и ориентирована на создание условий активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, предлагаемых учителем языка. Если объединить учащихся в небольшие группы (3-4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают более слабым в успешности ее выполнения. [2]Такова общая идея обучения в сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые ученики. Оценка за выполненное задание ставится одна на группу.
Разработаны различные варианты обучения в сотрудничестве (Е.С.Полат, 1998). Здесь же важно подчеркнуть, что при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества индивидуальная самосто·ятельная работа учащ·егося становится исхо·дной частью коллек·тивной деятельности.
При·емы обучения в сотрудничестве реали·зуются в хо·де выполнения учен·иками игровых зад·аний в предла·гаемых им ситуа·циях общения. Для овла·дения языком важ·ным условием явля·ется, общ·ение на изуч·аемом языке.
Обуч·ение в сотрудн·ичестве - э·то обучение в процессе общ·ения учащихся др·уг с дру·гом, а целенаправленная раб·ота в сотрудн·ичестве позволяет повы·сить интерес к занятиям и значительно увел·ичить время реч·евой практики каж·дого ученика на уроке.[3]
Прое·ктная технология обуч·ения. Э·та технология обуч·ения является дальн·ейшим развитием конц·епции обучения в сотрудничестве и основана на моделировании социа·льного взаимодействия в учебной гру·ппе в хо·де занятий. Учащиеся п·ри этом прин·имают различные социа·льные роли и готовятся к их выпол·нению в проц·ессе решения пробл·емных задач в ситуациях реаль·ного взаимодействия. Популярность прое·ктной технологии объяс·няется прежде вс·его тем, что прое·ктное задание, которое пред·стоит выполнить уче·нику, непосре·дственно связывает про·цесс овладения язы·ком с овлад·ением определенным предм·етным знанием и возможностью реа·льно использовать э·то знание.