Реферат|Психология

Реферат Феноменологическая теория личности К.Роджерса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 19

Введение

1 Основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса

2 Я-концепция в рамках феноменологической теории личности К. Роджерса

3 Применение феноменологической теории личности К. Роджерса в психотерапии  

Заключение

Список используемой литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что влияние трудов К. Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние К. Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами.

Теория личности К. Роджерса развивалась из его опыта клиент- центрированного терапевта. Терапевтические наблюдения открыли Роджерсу «драгоценный источник необычайно ценного для исследования личности материала». Формулирование теории личности помогло также осветить и прояснить терапевтическую практику К. Роджерса. Клиент- центрированная терапия - установившийся и широко используемый метод «лечения». Гуманистическая философия К. Роджерса начинается с того, что вслед за субъективностью начинается самопроявление и самоактуализация человека, увеличение ценности индивида, его стремление стать самим собой, вернуться к творчеству и самопроявлению сущностных сил человека. В этом великая заслуга К.Роджерса.

Объект исследования: теории личности в психологии.

Предмет исследования: феноменологическая теория личности К. Роджерса.

Цель исследования: рассмотреть феноменологическую теорию личности К. Роджерса.

Задачи исследования:

  • выделить основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса;
  • рассмотреть Я-концепцию в рамках феноменологической теории личности К. Роджерса;
  • изучить применение феноменологической теории личности К. Роджерса в психотерапии.

 

1 Основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса

В самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека.

Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. В феноменологии «сознание становится чистым сознанием». Существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических действий; участие субъекта в этих процессах сознания сначала не интересует феноменологию. Мир превращается в «феномен мира». В этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира (таким, каким он имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой), о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. Это конструирование и эта структура осуществляются в чистых переживаниях сознания, создающих смысл и «полагающих» его, т.е. в «интендированных» образах.

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности - с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности

Другая важная идея феноменологического направления заключается в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахматной доске, эти люди проживают жизнь, словно какие-то силы, которым они не могут сопротивляться, «движут» ими. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.

Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Рэнсома Роджерса (Carl Ransom Rogers) (1902-1987), американского психолога, одного из лидеров гуманистической психологии. Главным его трудом является книга «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история» (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. В его теории делается попытка понять, как человек воспринимает мир.

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е издание /Б. Г. Ананьев. – Спб : Питер, 2001.- 272 с.
  2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии /А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. - Спб : Питер. 2003.- 304 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер. 2008. – 400 с.
  4. Валиев И.Н. О проблеме структуры личности // Экономика, социология и право. – 2016. – № 9. – С. 34-37.
  5. Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25. – № 3 (97). – С. 11-32.
  6. Виноградов А.Н. Современные зарубежные подходы к проблеме личностной идентичности // В сборнике: Организация в современных социально-экономических условиях: психологическая теория и практика сборник материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием.– М., – С. 94-98.
  7. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. - М.: ООО "Издательство Спутник+", 2014. - 102 с.
  8. Денисова И.В. Феноменологическая теория личности // В сборнике: «Наука и культура России» Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – М,, 2011. – С. 327-330.
  9. Карягина Т.Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс, его психоаналитические предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 1 (72). – С. 8-33.
  10. Кискер К. П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., Вульф Э. Психиатрия. Психосоматика, Психотерапия. - М. : Алетейа, 1999.- 504 с.
  11. Клонингер С. Теории личности : познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. - СПб : Питер, 2003. - 720 с.
  12. Мазепина Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов- на- Дону: Феникс, 2002. - 32 с.
  13. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., пераб. и доп. /Д. Майерс. - Спб : Питер, 2002.- 752 с.
  14. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2002. С. 124.
  15. Миллер С. Психология развития : методы исследования / С. Миллер. - Спб : Питер, 2002. - 454 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское