Введение
1 Основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса
2 Я-концепция в рамках феноменологической теории личности К. Роджерса
3 Применение феноменологической теории личности К. Роджерса в психотерапии
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что влияние трудов К. Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние К. Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами.
Теория личности К. Роджерса развивалась из его опыта клиент- центрированного терапевта. Терапевтические наблюдения открыли Роджерсу «драгоценный источник необычайно ценного для исследования личности материала». Формулирование теории личности помогло также осветить и прояснить терапевтическую практику К. Роджерса. Клиент- центрированная терапия - установившийся и широко используемый метод «лечения». Гуманистическая философия К. Роджерса начинается с того, что вслед за субъективностью начинается самопроявление и самоактуализация человека, увеличение ценности индивида, его стремление стать самим собой, вернуться к творчеству и самопроявлению сущностных сил человека. В этом великая заслуга К.Роджерса.
Объект исследования: теории личности в психологии.
Предмет исследования: феноменологическая теория личности К. Роджерса.
Цель исследования: рассмотреть феноменологическую теорию личности К. Роджерса.
Задачи исследования:
- выделить основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса;
- рассмотреть Я-концепцию в рамках феноменологической теории личности К. Роджерса;
- изучить применение феноменологической теории личности К. Роджерса в психотерапии.
1 Основные тезисы феноменологической теории личности К. Роджерса
В самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека.
Феноменология - направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. В феноменологии «сознание становится чистым сознанием». Существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических действий; участие субъекта в этих процессах сознания сначала не интересует феноменологию. Мир превращается в «феномен мира». В этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира (таким, каким он имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой), о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. Это конструирование и эта структура осуществляются в чистых переживаниях сознания, создающих смысл и «полагающих» его, т.е. в «интендированных» образах.
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности - с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности
Другая важная идея феноменологического направления заключается в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахматной доске, эти люди проживают жизнь, словно какие-то силы, которым они не могут сопротивляться, «движут» ими. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.
Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Рэнсома Роджерса (Carl Ransom Rogers) (1902-1987), американского психолога, одного из лидеров гуманистической психологии. Главным его трудом является книга «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история» (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. В его теории делается попытка понять, как человек воспринимает мир.