Реферат|Психология

Реферат Формы психологического анализа и концепция человека в творчестве Л.Н.Толстого

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 27

Введение

  1. Психологический анализ и концепция человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
  2. Роман "Воскресение" в контексте творчества позднего Л. Н. Толстого
  3. Роман – эпопея «Война и мир» в свете художественных исканий Л. Н. Толстого

Заключение

Список литературы

С особой остротой философская антропология ставит проблему природы и сущности человека, его духовности, проблему осознания смысла человеческого бытия. Все настоятельнее встают перед человеком вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Куда мы идем?» Особую значимость эти вопросы приобретают в наше время и в нашем отечестве, когда происходят глубокие перемены и смена ценностных ориентиров и мотиваций, затрагивающих фундаментальные (материальные и духовные) основы существования общества. Все острее чувствуется дефицит духовности, нравственности, истинных представлений о добре и зле. В этой связи возникает потребность переосмысления исторического пути нации и поиска общих, консолидирующих ценностей. А потому обращение к духовному опыту величайших умов России как никогда обретает свою значимость. Это тем более актуально, когда речь идет о серьезном освоении духовного наследия Л.Н.Толстого, быть может, единственного из русских классиков прошлого века, еще при жизни признанного всемирным чудом.

 Психологизм Толстого — это психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека. Раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в изображении характеров. Главные герои Толстого - это всегда люди укорененные: или в своем роде, или на своей земле, или в истории.

Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу.

Цель работы – проанализировать формы психологического анализа и концепция человека в творчестве Л.Н.Толстого (на примере нескольких произведений).

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть психологический анализ и концепцию человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; 2) изучить роман "Воскресение" в контексте творчества позднего Л. Н. Толстого; 3) проанализировать роман – эпопею «Война и мир» в свете художественных исканий Л. Н. Толстого.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

  1. Психологического анализа и концепция человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Современное литературоведение уделяет большое внимание изучению поэтики Л. Н. Толстого. Однако психологический анализ, его формы и способы воплощения в романах писателя представляются недостаточно освоенными современной наукой. Это связано, в первую очередь, с особенностями мировоззрения Л. Н. Толстого, с необыкновенной глубиной художественного осмысления им действительности и мира человеческой души. Роман «Анна Каренина» имеет давнюю историю изучения. Наибольшее количество исследований «Анны Карениной» посвящено философским и нравственно-психологическим аспектам романа: исследовательский акцент смещается в основном на анализ нравственных вопросов творчества Толстого и характерологии писателя[1]. Довольно долго была типичной подмена изучения своеобразия литературного произведения анализом «жизненных или житейских вопросов, достаточно тривиальными рассуждениями о действительности»[2]. Так, с точки зрения исследователей социологического направления «Анна Каренина» - прежде всего -крупнейший социальный роман.

В «Анне Карениной» выделялись, прежде всего, исторические тенденции, социально-обусловленные моменты а трагическая гибель Анны представала прямым следствием господства буржуазных законов.

Поскольку основные конфликты и события книги группируются вокруг протагонистов - Анны и Левина (два сюжетообразующих центра повествования), их сюжетные линии постоянно пересекаются, анализ преимущественно строится именно на сопоставлении двух центральных сюжетных линий: «Анна-Вронский» и «Левин-Кити».

Что касается психологического анализа в романе, отметим, что автор проявляет интерес к бессознательным процессам, происходящим в душах героев. Интерес Л.Н. Толстого к бессознательным процессам обусловлен стремлением писателя изучить «тайные процессы психической жизни» человека. Важно отметить, что именно с Толстого в русской литературе начинается новый фазис в воссоздании бессознательной сферы человека. Так или иначе соприкасаясь с темой бессознательного и иррационального, литература до Толстого еще не имела адекватной формы для ее  воплощения. Именно Толстой находит специфические формы, приемы, чтобы изобразить сложные отношения между сознательным и бессознательным, рациональным и иррациональным в человеческой психике.

Художественное описание бессознательных аспектов в «Анне Карениной» является одной из форм психологического анализа Толстого: через элементы бессознательного в романе обрисовывается характерологическая определенность отдельных образов.

Предзнаменования, предчувствия, пророчества задают горизонт читательского восприятия, имплицитно характеризуют грядущие события, антиципируют финал романа, выполняя, таким образом, сюжетопорождающую функцию. Нагнетание разнообразных мрачных сцен в сюжетной линии Анны и Вронского создает нужное Толстому ощущение беды, греха и грядущего возмездия. Напротив - даже не слишком благоприятные коллизии взаимоотношений Левина и Кити разрешаются весьма счастливо. Предчувствия, предсказания и пророчества в романе дифференцируются на благоприятные и дурные и конституируют мотивы рока и судьбы. Коннотации понятий «рок» и «судьба» оказываются различными: значение слова «рок» предполагает неотвратимое вмешательство беспощадных сил, в то время как

Судьба  потенциально может быть как трагической, так и счастливой (автор наделяет персонажа правом выбора, герой, совершая ряд поступков, сам строит, выбирает свою судьбу). Мотив судьбы (сюжетная линия «Левин-Кити») сцеплен с мотивом идеального брака и образует ось «мысли семейной»; ложные и истинные знамения оказываются вехами на пути само- и Богопознания. Мотив рока (сюжетная линия «Анна-Вронский») связан с мотивом страха и образом смерти, создает трагический фон повествования и определяет развязку: гибель главной героини[3].

Особое значение Толстой придает сновидениям, способствующим индивидуализации образа и выполняющим сюжетно-композиционную функцию. Сновидения, отражая существенное эмоциональное содержание личности героев, вбирают в себя все ключевые мотивы (напряженности, страха, железа, неизбежности, смерти и др.) и основные символы пророчеств и предзнаменований. В сновидениях наиболее четко проявляется власть «злого рока», сопротивляться которой преступивший, по его убеждению, не должен и не может. Сцепление образов и мотивов, подтексты, открывающиеся в снах, обладают сюжетообразующей функцией, усиливают внутреннее смысловое единство романа через акцентирование доминантных аспектов проблематики.

В целом художественное изображение бессознательного в «Анне Карениной» является необходимым, системно применяемым приемом, который способствует формированию ощущения предопределенности, обусловленной замыслом Л.Н. Толстого.

Рассматривая систему образов романа сквозь призму проблематики, мы обнаружили особую связь образов Анны и Левина, проявляющуюся даже на уровне хронотопа. Изучение роли «мысли семейной» показало, что она является фундаментом композиции, основой, на которой Толстой организует сложную систему нравственных, философских и социальных проблем. При этом три названных проблемных пласта, взаимно переплетаясь и врастая друг в друга, образуют на основе «мысли семейной» нечто сугубо цельное, нераздельное, так что даже социальная проблематика, являющаяся, казалось бы, исключительной прерогативой романа как жанра «незаверщенного» в своей современности, открывается с иной стороны: как малая часть глобальной философской проблемы личного и общего. «Мысль семейная», по Толстому, - не только структурная основа сюжета, но и философский символ высшего единения, какое только возможно между людьми. Это вселенское единение предполагает наличие «ключа любви», отсюда особая роль в романе проблемы любви — центральной в романе и в какой-то степени определяющей особенности его композиции: два вида любви - две главные сюжетные линии, их олицетворяющие.

Изображая любовь — частную, единичную (банальный светский адюльтер, счастливый и несчастливый брак). Толстой путем антитез и сопоставлений, широкого включения в более широкую философскую проблематику, подходит к мысли о законах любви всеобщей, неразрывной связи между людьми, глобальной ответственности человека за всех и все, которая рождает при отклонении от этих законов чувство вины (проблема вины, тесно связанная с проблемой любви, также пронизывает весь роман, начиная с эпиграфа).

При таком построении особенно важно своеобразие авторской позиции в романе, совмещающем в себе сугубую объективность и ненавязчивое присутствие всеведущего автора-демиурга.

Специфика психологического изображения человека в романе «Анна Каренина» была во многом подготовлена эволюцией мировоззренческих и эстетических принципов писателя. Роман «Анна Каренина» как центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов воплощает в творческой форме духовные конфликты автора и всей русской действительности в целом. В нем нашли отражение увлечение Л. Н. Толстым философией Шопенгауэра, поиски религиозно-духовного и семейного идеала, интерес писателя к «женскому вопросу», волновавшему общественность в 1860 —1870-е годы, стремление постичь принципы подлинного реализма в искусстве. Роман «Анна Каренина» является закономерным этапом в эволюции эстетических воззрений художника. Вопросы искусства, высвечивающиеся на втором плане художественного повествования, отражают процесс формирования эстетической концепции Л. Н. Толстого, которая получит наиболее полное изложение в трактате «Что такое искусство?». Основополагающим принципом подлинного реализма, по JI. Н. Толстому, является правдивое, всестороннее изображение действительности при условии гармоничного сочетания в художественном произведении формы, содержания и нравственного авторского начала.

Обращение Л. Н. Толстого в 1870-е годы к жанру семейного романа потребовало нового подхода к изображению человека. В романе «Анна Каренина» писатель выходит на новый уровень психологического реализма. Его сущность заключается в том, что герой Л. Н. Толстого выступает как предмет субъективного психологического анализа с позиций духовного соответствия объективным законам действительности. То есть, при всей тонкости и верности психологического рисунка в описании чувств, поступков, противоречивых стремлений героев, всегда заметна авторская установка на нравственно-философский анализ жизни. Субъективный пласт повествования у Л. Н. Толстого очевиднее, чем, скажем, у И. А. Гончарова или И. С. Тургенева. Но это не нарушает объективности повествования, а, напротив, делает более доказательными и убедительными художественные выводы произведения.

  1. Афанасьев Э.С. Поэтика и стиль позднего Л.Н. Толстого // Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм. Алма-Ата, 1986.
  2. Барабаш О.В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". М., 2008. С.109.
  3. Билинкис Я.С. О творчестве Л.H. Толстого. Очерки. «Сов. Писатель». М., 1959.
  4. Виноградов Б.С., Виноградов В.Б. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого на Северном Кавказе. // Л.Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989.- 176 с.
  5. Гудзий Н.К. Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. // Л.Н. Толстой. Сборник статей: Пособие для учителя. Под общей ред. Д.Д. Благого. М. «Учпедгиз», 1955.
  6. Гуреева Н.В. Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": бессознательное, художественное время, цветовая образность. М., 2006.
  7. Журина О.В. Роман "Воскресение" в контексте творчества позднего Л. Н. Толстого: модель мира и ее воплощение. М., 2002.
  8. Лепешинская Т.А. Роман Л.Н. Толстого "Война и Мир" как исторический источник в изображении событий Отечественной войны 1812 г. М., 2006.
  9. Матвеева И.Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л. Н. Толстого "Воскресение". М., 2002.
  10. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого (1880-1900-е годы): М.: Флинта, 2000.
  11. Язык и стиль Л.Н.Толстого. Материалы XIII Толстовских чтений (Республинский сборник). Выпуск I. Тула,
  12. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.,1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское