С особой остротой философская антропология ставит проблему природы и сущности человека, его духовности, проблему осознания смысла человеческого бытия. Все настоятельнее встают перед человеком вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Куда мы идем?» Особую значимость эти вопросы приобретают в наше время и в нашем отечестве, когда происходят глубокие перемены и смена ценностных ориентиров и мотиваций, затрагивающих фундаментальные (материальные и духовные) основы существования общества. Все острее чувствуется дефицит духовности, нравственности, истинных представлений о добре и зле. В этой связи возникает потребность переосмысления исторического пути нации и поиска общих, консолидирующих ценностей. А потому обращение к духовному опыту величайших умов России как никогда обретает свою значимость. Это тем более актуально, когда речь идет о серьезном освоении духовного наследия Л.Н.Толстого, быть может, единственного из русских классиков прошлого века, еще при жизни признанного всемирным чудом.
Психологизм Толстого — это психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека. Раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в изображении характеров. Главные герои Толстого - это всегда люди укорененные: или в своем роде, или на своей земле, или в истории.
Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу.
Цель работы – проанализировать формы психологического анализа и концепция человека в творчестве Л.Н.Толстого (на примере нескольких произведений).
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть психологический анализ и концепцию человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; 2) изучить роман "Воскресение" в контексте творчества позднего Л. Н. Толстого; 3) проанализировать роман – эпопею «Война и мир» в свете художественных исканий Л. Н. Толстого.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
- Психологического анализа и концепция человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Современное литературоведение уделяет большое внимание изучению поэтики Л. Н. Толстого. Однако психологический анализ, его формы и способы воплощения в романах писателя представляются недостаточно освоенными современной наукой. Это связано, в первую очередь, с особенностями мировоззрения Л. Н. Толстого, с необыкновенной глубиной художественного осмысления им действительности и мира человеческой души. Роман «Анна Каренина» имеет давнюю историю изучения. Наибольшее количество исследований «Анны Карениной» посвящено философским и нравственно-психологическим аспектам романа: исследовательский акцент смещается в основном на анализ нравственных вопросов творчества Толстого и характерологии писателя[1]. Довольно долго была типичной подмена изучения своеобразия литературного произведения анализом «жизненных или житейских вопросов, достаточно тривиальными рассуждениями о действительности»[2]. Так, с точки зрения исследователей социологического направления «Анна Каренина» - прежде всего -крупнейший социальный роман.
В «Анне Карениной» выделялись, прежде всего, исторические тенденции, социально-обусловленные моменты а трагическая гибель Анны представала прямым следствием господства буржуазных законов.
Поскольку основные конфликты и события книги группируются вокруг протагонистов - Анны и Левина (два сюжетообразующих центра повествования), их сюжетные линии постоянно пересекаются, анализ преимущественно строится именно на сопоставлении двух центральных сюжетных линий: «Анна-Вронский» и «Левин-Кити».
Что касается психологического анализа в романе, отметим, что автор проявляет интерес к бессознательным процессам, происходящим в душах героев. Интерес Л.Н. Толстого к бессознательным процессам обусловлен стремлением писателя изучить «тайные процессы психической жизни» человека. Важно отметить, что именно с Толстого в русской литературе начинается новый фазис в воссоздании бессознательной сферы человека. Так или иначе соприкасаясь с темой бессознательного и иррационального, литература до Толстого еще не имела адекватной формы для ее воплощения. Именно Толстой находит специфические формы, приемы, чтобы изобразить сложные отношения между сознательным и бессознательным, рациональным и иррациональным в человеческой психике.
Художественное описание бессознательных аспектов в «Анне Карениной» является одной из форм психологического анализа Толстого: через элементы бессознательного в романе обрисовывается характерологическая определенность отдельных образов.
Предзнаменования, предчувствия, пророчества задают горизонт читательского восприятия, имплицитно характеризуют грядущие события, антиципируют финал романа, выполняя, таким образом, сюжетопорождающую функцию. Нагнетание разнообразных мрачных сцен в сюжетной линии Анны и Вронского создает нужное Толстому ощущение беды, греха и грядущего возмездия. Напротив - даже не слишком благоприятные коллизии взаимоотношений Левина и Кити разрешаются весьма счастливо. Предчувствия, предсказания и пророчества в романе дифференцируются на благоприятные и дурные и конституируют мотивы рока и судьбы. Коннотации понятий «рок» и «судьба» оказываются различными: значение слова «рок» предполагает неотвратимое вмешательство беспощадных сил, в то время как
Судьба потенциально может быть как трагической, так и счастливой (автор наделяет персонажа правом выбора, герой, совершая ряд поступков, сам строит, выбирает свою судьбу). Мотив судьбы (сюжетная линия «Левин-Кити») сцеплен с мотивом идеального брака и образует ось «мысли семейной»; ложные и истинные знамения оказываются вехами на пути само- и Богопознания. Мотив рока (сюжетная линия «Анна-Вронский») связан с мотивом страха и образом смерти, создает трагический фон повествования и определяет развязку: гибель главной героини[3].
Особое значение Толстой придает сновидениям, способствующим индивидуализации образа и выполняющим сюжетно-композиционную функцию. Сновидения, отражая существенное эмоциональное содержание личности героев, вбирают в себя все ключевые мотивы (напряженности, страха, железа, неизбежности, смерти и др.) и основные символы пророчеств и предзнаменований. В сновидениях наиболее четко проявляется власть «злого рока», сопротивляться которой преступивший, по его убеждению, не должен и не может. Сцепление образов и мотивов, подтексты, открывающиеся в снах, обладают сюжетообразующей функцией, усиливают внутреннее смысловое единство романа через акцентирование доминантных аспектов проблематики.
В целом художественное изображение бессознательного в «Анне Карениной» является необходимым, системно применяемым приемом, который способствует формированию ощущения предопределенности, обусловленной замыслом Л.Н. Толстого.
Рассматривая систему образов романа сквозь призму проблематики, мы обнаружили особую связь образов Анны и Левина, проявляющуюся даже на уровне хронотопа. Изучение роли «мысли семейной» показало, что она является фундаментом композиции, основой, на которой Толстой организует сложную систему нравственных, философских и социальных проблем. При этом три названных проблемных пласта, взаимно переплетаясь и врастая друг в друга, образуют на основе «мысли семейной» нечто сугубо цельное, нераздельное, так что даже социальная проблематика, являющаяся, казалось бы, исключительной прерогативой романа как жанра «незаверщенного» в своей современности, открывается с иной стороны: как малая часть глобальной философской проблемы личного и общего. «Мысль семейная», по Толстому, - не только структурная основа сюжета, но и философский символ высшего единения, какое только возможно между людьми. Это вселенское единение предполагает наличие «ключа любви», отсюда особая роль в романе проблемы любви — центральной в романе и в какой-то степени определяющей особенности его композиции: два вида любви - две главные сюжетные линии, их олицетворяющие.
Изображая любовь — частную, единичную (банальный светский адюльтер, счастливый и несчастливый брак). Толстой путем антитез и сопоставлений, широкого включения в более широкую философскую проблематику, подходит к мысли о законах любви всеобщей, неразрывной связи между людьми, глобальной ответственности человека за всех и все, которая рождает при отклонении от этих законов чувство вины (проблема вины, тесно связанная с проблемой любви, также пронизывает весь роман, начиная с эпиграфа).
При таком построении особенно важно своеобразие авторской позиции в романе, совмещающем в себе сугубую объективность и ненавязчивое присутствие всеведущего автора-демиурга.
Специфика психологического изображения человека в романе «Анна Каренина» была во многом подготовлена эволюцией мировоззренческих и эстетических принципов писателя. Роман «Анна Каренина» как центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов воплощает в творческой форме духовные конфликты автора и всей русской действительности в целом. В нем нашли отражение увлечение Л. Н. Толстым философией Шопенгауэра, поиски религиозно-духовного и семейного идеала, интерес писателя к «женскому вопросу», волновавшему общественность в 1860 —1870-е годы, стремление постичь принципы подлинного реализма в искусстве. Роман «Анна Каренина» является закономерным этапом в эволюции эстетических воззрений художника. Вопросы искусства, высвечивающиеся на втором плане художественного повествования, отражают процесс формирования эстетической концепции Л. Н. Толстого, которая получит наиболее полное изложение в трактате «Что такое искусство?». Основополагающим принципом подлинного реализма, по JI. Н. Толстому, является правдивое, всестороннее изображение действительности при условии гармоничного сочетания в художественном произведении формы, содержания и нравственного авторского начала.
Обращение Л. Н. Толстого в 1870-е годы к жанру семейного романа потребовало нового подхода к изображению человека. В романе «Анна Каренина» писатель выходит на новый уровень психологического реализма. Его сущность заключается в том, что герой Л. Н. Толстого выступает как предмет субъективного психологического анализа с позиций духовного соответствия объективным законам действительности. То есть, при всей тонкости и верности психологического рисунка в описании чувств, поступков, противоречивых стремлений героев, всегда заметна авторская установка на нравственно-философский анализ жизни. Субъективный пласт повествования у Л. Н. Толстого очевиднее, чем, скажем, у И. А. Гончарова или И. С. Тургенева. Но это не нарушает объективности повествования, а, напротив, делает более доказательными и убедительными художественные выводы произведения.