В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация с инвестициями в реальный сектор экономики. Для всех очевидна недостаточная конкурентоспособность большинства предприятий, которая не может быть преодолена без инвестиций, основные фонды стареют морально и изнашиваются физически.
Правильная оценка инвестиционной привлекательности предприятия дает возможность организации получать стабильные доходы, идти в ногу со временем, расширять сферы деятельности, развиваться и осваивать новые технологии.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации определяется тем, что инвестор, осуществляя инвестиции, берет на себя определенный финансовый риск. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия является одним из эффективных подходов, направленным на снижение финансового риска. Совокупность показателей, выбираемая для оценки инвестиционной привлекательности, обусловлены многими требованиями, среди которых можно выделить несколько основных: сумма инвестиций, их цель, характер деятельности предприятия, его коммерческая и кредитная репутация.
Целью написания магистерской диссертации является исследование механизма повышения инвестиционной привлекательности компании.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и факторы инвестиционной привлекательности организации;
- рассмотреть основные показатели, используемые для оценки инвестиционной привлекательности организации;
- оценить инвестиционную привлекательность ООО «Стройтехинвест»;
- провести обзор направлений повышения инвестиционной привлекательности организации;
- определить коммерческую эффективность инвестиций в мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ООО «Стройтехинвест».
Целью данной работы является исследование факторов инвестиционной привлекательности предприятия на примере ООО «Стройтехинвест».
Научная новизна исследования заключается в конкретизации определения «инвестиционная привлекательность», объединении факторов инвестиционной привлекательности по группам, а также в формировании рекомендаций в целях стимулирования инвестиционной активности и повышения привлекательности организации для инвесторов.
Главной проблемой на сегодняшний момент является отсутствие целостного представления о системе качественных и количественных факторов, которые направлены на определение в совокупности инвестиционной привлекательности предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» (ООО «Стройтехинвест»).
Предмет исследования – инвестиционная привлекательность ООО «Стройтехинвест».
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы исследования - методы экономического, статистического и сравнительного анализа и прогнозирования. Основным инструментом служит финансово-экономический анализ и анализ показателей финансового состояния.
Информационной базой исследования послужили научные, методологические, учебные и информационные издания российских авторов. в дипломной работе используются нормативно-правовые акты по регулированию деятельности ООО, эмпирической основой исследования являются бухгалтерская отчётность ООО «Стройтехинвест», рабочий план счетов, рабочие документы, бухгалтерский баланс, Устав ООО «Стройтехинвест».
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее разработанности, цель и задачи исследования, теоретические основы, предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты факторов инвестиционной привлекательности, классификация и способы инвестирования, методика оценки инвестиционной привлекательности.
Во второй главе проведена оценка эффективности хозяйствующей деятельности ООО «Стройтехинвест», анализ показателей эффективности хозяйственной деятельности, оценка локальной нормативно-правовой базы организации, анализ инвестиционной привлекательности организации.
В третьей главе приведены мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ООО «Стройтехинвест».
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации, направленные на повышение инвестиционной привлекательности ООО «Стройтехинвест».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
В современных условиях экономического кризиса, увеличения темпов инфляции и достаточно жесткой налоговой системы собственные средства предприятий все реже направляются на цели долгосрочного инвестирования. В основном они присутствуют в сфере обращения, а так же в значительных объемах используются для потребления. Однако для стабильного существования предприятию нужно постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия внешней среды, а это требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-исследовательские разработки, так и на другие цели, направленные на достижение положительного результата. Для получения дополнительных финансовых ресурсов предприятие должно обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности для того, чтобы убедить потенциальных инвесторов вложить в него свои средства.
Инвестиции играют важную роль в развитии современной экономики, создают новые рабочие места и организации, расширяют производства, внедряют новые технологии, повышают качество продукции, обновляют производственные фонды, гарантируют выход на рынок новых товаров. Это приносит благо инвесторам и государству в целом. потребителям и производителям.
Привлечение инвестиций в экономику является ключевой задачей современной экономической ситуации. Эффективно решить ее можно путём повышения инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.
Исследование экономического содержания понятия, раскрывающего смысл инвестиционной привлекательности, показало, что данная дефиниция не является устоявшийся терминологической конструкции. Впервые понятие инвестиционной привлекательности появилась в западной практике стратегического планирования в 1970-х годах. Стратегическое планирование, призванное в определённой степени решить проблему выживания компаний, стало использоваться для отбора привлекательных сфер и видов деятельности, чтобы обеспечить конкурентоспособные позиции бизнеса.
В отечественной практике термин был введён относительно недавно, и это отчасти объясняет недостаточную разработанность данной экономической категории. По мере развития воспроизводственного процесса и под воздействием изменений окружающей его среды содержание понятия уточняется и обогащается. Об этом свидетельствуют факт существования большого количества определений понятия «инвестиционная привлекательность».
В ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39 - ФЗ от 25.02.99 приводится следующее определение инвестиций: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) достижения иного полезного эффекта».
Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь собственные и (или) заёмные средства. Как правило, собственных средств всегда не хватает, поэтому приходится брать заёмные. Эти средства могут предоставлять как банки, так и внешний инвестор.
Инвестиционная привлекательность предприятия анализируется внешними субъектами с целью выбора наилучшего варианта вложения свободных денежных средств. Однако и каждому предприятию необходимо знать свои шансы привлечения внешних инвестиций.
В процессе принятия инвестиционных решений можно выделить следующие этапы:
- оценку финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности;
- обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;
- оценку будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.
Источниками финансирования инвестиционного проекта являются:
- средства, выделяемые финансово-промышленными группами на безвозмездной основе;
- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений, предприятий различных форм собственности и частных лиц;
- различные формы заёмных средств, в том числе кредиты, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.
Изучение массива литература показало, что большинство исследований сущности инвестиционной привлекательности связано с оценкой качественных инвестиционных характеристик объектов инвестирования, их эффективности и касается вопросов рейтинговых сопоставлений и сравнительного анализа процессов. При этом объектом инвестирования выступают проекты, предприятия, корпорации, регионы, территории.
На сегодняшний день в экономической литературе существует большое количество трудов отечественных и зарубежных авторов относительно сущности инвестиционной привлекательности предприятия. Однако, единого мнения в понимании данного определения, к сожалению, нет, что значительно затрудняет изучение его сущности. Рассмотрим основные трактовки понятия «инвестиционная привлекательность предприятия».
Таблица 1 - Трактовки понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» [28]
Автор
|
Определение инвестиционной привлекательности предприятия»
|
Стровский Л. Е.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия - это система мер, направленная на стимулирование привлечения инвестиций и регулирование источников получения и направления использования инвестиций для предприятия.
|
Афоничкин А. И.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия - это целесообразность вложения в него свободных денежных средств.
|
Бочаров В. В.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия - это наличие экономического эффекта (дохода) от вложения денег при минимальном уровне риска.
|
Бабушкин В. А., Ендовицкий Д. А.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия - это совокупность взаимосвязанных между собой характеристик экономического потенциала, доходности операций с активами и инвестиционного риска хозяйствующего субъекта, обладающего определенной способностью к устойчивому развитию в условиях конкурентной среды и отвечающего допущению о непрерывности деятельности.
|
Крейнина М. Н.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия находится в прямой зависимости от комплекса коэффициентов, характеризующих его финансовое состояние.
|
Крылов Э. И.,
Власова В. М.,
Егорова М. Г.,
Журавкова И. В.
|
Инвестиционная привлекательность предприятия - это самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется не только устойчивостью финансового состояния предприятия, но и находится в зависимости от конкурентоспособности продукции, клиентоориентированности предприятия и уровня инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.
|
Из таблицы 1 видно, что трактовки понятия «инвестиционная привлекательность» очень многообразны и разноплановы. Однако ни одно из определений, нельзя назвать достаточно полным и верным. В связи с этим возникает необходимость уточнить определение инвестиционной привлекательности предприятия. По мнению автора, инвестиционная привлекательность предприятия - это экономическая категория, характеризующая эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, устойчивость финансового состояния, при котором у потенциального собственника капитала возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и немонетарной форме.
Можно выделить несколько ключевых подходов к определению понятия и раскрытию сущности инвестиционной привлекательности.
Подход первый, наиболее распространённый в экономической литературе, определяет инвестиционную привлекательность с позиции её взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовой устойчивостью предприятия. При этом ключевыми параметрами при рассмотрении понятий являются эффективность использования собственного и заемного капитала, платёжеспособность и ликвидность.
Трактовка инвестиционной привлекательности с позиции, оценивающей структуру собственного и заемного капитала, размещение его между различными видами имущества, а также эффективности использования считается достаточно узкой.
Инвестиционная привлекательность связывается хотя и с объективной, но исключительно целенаправленной информацией, позволяющей обосновывать инвестиционные решения только с позиции уровня экономического развития объекта инвестирования, его экономических и финансовых показателей. При этом следует заметить, что инвестиционная привлекательность характеризуется ещё и перспективами дальнейшего развития объекта инвестирования, роста его доходов и стоимости. И в этом можно согласиться с точкой зрения учёных, которые расширяют систему показателей, характеризующих рассматриваемую до экономических и показателей, способность к развитию и компанию для и за сторон.
экономисты, что привлекательность зависит показателей, финансовое предприятия, проблему. С точки инвесторов в очередь показатели, на капитала курс и уровень Думается, такой является односторонним, как лишь характеристики привлекательности - эмитента бумаг.
экономистов, трактовку содержания привлекательности её с финансовым предприятия, инвестиционную шире. В понимании экономическая характеризует использования предприятия, платёжеспособность, финансового способность к на повышения капитала, экономического уровня качества и продукции.
подходом, распространённым в литературе, определение понятия привлекательность с точки дохода и будущих Сторонники пути что привлекательность объекту только экономического от финансовых при уровне
Между инвестиций и привлекательностью тесная Чем эффективность тем уровень При последняя фактором деятельности, а в свою – следствием привлекательности.
по и в то время расширительным определение привлекательности обобщающей объекта с позиции выгодности, доходности и рисков
В рамках подхода привлекательность инвестиционным и инвестиционными Потенциал собой объективных для зависящую от сферы и инвестирования, и от экономического Риск, как наступления событий, центральным при
Четвёртый характеризует привлекательность комплекс факторов, объекту определяющих инвестора предпочтительных инвестиционного и предназначенных принятия инвестиционного
Данный интересен что инвестиционный с позиции воспроизводственного Инвестиционная предполагает такого развития который активную деятельности, обновление, перевооружение и реструктуризацию. этом инвестиционной осуществляется маркетингового и анализа с развития, и перспектив продукции, использования и их состояния и финансовой а также факторов, влияющих формирование инвестиций и инвестиционные
Учитывая научной составляющей в смысле основу и оценки привлекательности, установить понятие привлекательности.
подход к сущности лежит в двух ресурсов ценностей, для дохода), и (затрат, ресурсов), обеспечивают капитального При характерными инвестиций
- связь с дохода мотивы деятельности;
- ресурсов и
- динамика, позволяет в категорию ресурсы, и отдачу средств мотива объединения;
- в состав инвестирования положений, эффект.