Розничная торговля ˗ это процесс товарообмена, конечным результатом которого является удовлетворение потребностей покупателей путем продажи товаров и услуг, имеющих для них ценность. Розничная торговля следует интересам как продавца (получение прибыли от продаж), так и для потребителя (получение высококачественного товара или услуги).
Изменения на рынке товаров и услуг происходят постоянно, поэтому, чтобы привлечь новых клиентов и удержать уже существующих, продавцу необходимо внедрять новые технологии, идеи. Залогом успешной работы предприятия является грамотно разработанная и внедренная маркетинговая стратегия. Маркетинговая деятельность торгового предприятия заключается в эффективном использовании собственных ресурсов, удовлетворяя потребности населения более качественно, чем фирма˗конкурент.
Маркетинг широкое понятие, включающее в себя: рекламную деятельность, планирование ассортимента, оформление торговых зон, обучение и мотивация персонала, непосредственная работа с покупателем, аналитическая деятельность. Только грамотно спланировав все этапы маркетинга, торговая компания (фирма) добьется высоких результатов в работе, привлечет наибольшее количество клиентов, а также повысит конкурентоспособность на розничном рынке.
Тема «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия розничной торговли» является актуальной для ООО «Мир ТЭК». В нестабильных экономических условиях предприятию необходимо эффективное управление собственными ресурсами.
Объект ˗ исследования маркетинговая деятельность предприятия розничной торговли.
Предметом исследования является совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Мир ТЭК», магазин «Подиум».
Цель данной работы анализ и проведение мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Мир ТЭК» на рынке розничной торговли в г. Верхняя Пышма.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
˗ теоретическое изучение сущности и особенностей системы маркетинговой деятельности розничного торгового предприятия;
˗ проведение анализа маркетинговой деятельности розничной организации ООО «Мир ТЭК», магазин «Подиум»;
˗ разработка рекомендаций по улучшению системы маркетинговой деятельности предприятия.
В процессе написания данной работы применялись следующие методы исследования: метод системного анализа, метод сравнения, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, описательный метод, SWOT-анализ.
Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.Н. Белоусова, А.П. Дурович, Н.Е. Титова, В.П. Федько, Н.В. Федько, Н.Д. Эриашвили.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и определенные задачи исследования, обозначены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования маркетинговой деятельности предприятия.
Во второй главе проведен анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности предприятия, выявлены основные проблемы.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности магазина «Подиум».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Существует множество определений маркетинга и маркетинговой деятельности. Наиболее распространенное определение маркетинга дал американский маркетолог Ф. Котлер: «Маркетинг вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [19, с. 10]. Маркетинг характеризуется как сложное, многослойное и многоаспектное явление и поэтому не может быть охарактеризован одним универсальным определением [1, с. 10]. Некоторые примеры определения маркетинга приведены в таблице 1.
Таблица 1 ˗ Определения маркетинга
Автор научной литературы
|
Определение
|
Барышев А.Ф.
|
Сегодня маркетинг ˗ это своеобразная философия ведения деловых операций [7, с. 12]
|
Парамонова Т.Н.
|
На макроуровне маркетинг выступает в роли инструмента формирования рыночной среды. На микроуровне маркетинг выступает как инструмент выстраивания предприятий в формируемую рыночную среду и, что особенно важно, является средством (часто решающим), обеспечивающим привлечение инвестиций [38, с. 20]
|
Ибрагимов Л.А.
|
Маркетинг ˗ это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена [16, с. 23]
|
Ноздрева Р.Б.
|
Маркетинг понятие комплексное. Оно включает все виды деятельности, связанные с обменом между людьми или странами, направленные на удовлетворение потребностей и желаний потребителей [28, с. 12]
|
Данько Т.П.
|
Суть современного маркетинга: это предпринимательская деятельность, превышающая потребности покупателя в доходы предприятия [12, с. 13]
|
Исходя из вышеперечисленных определений, можем сделать вывод, что суть маркетинга ˗ производить то, что нужно конкретной группе потребителей в настоящий момент и в будущем времени.
Маркетинг включает в себя следующие деловые операции:
˗ разработку и изготовление конкретного товара (продукта), необходимого потребителю, с соответствующей упаковкой;
˗ установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих прибыль поставщику;
˗ продвижение товара (продукта), включая рекламу, т. е. использование мер, содействующих торговле, создающих благоприятное мнение о товаре, фирме;
˗ доставку его с использованием определенных каналов сбыта (оптовая торговля, розничная торговля и т. д.), обеспечивающих высокий уровень обслуживания, необходимый покупателю;
˗ продажу товара непосредственно потребителю [48, с. 7].
Рассмотрим роль маркетинга в розничной среде.
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Это конечный этап каналов сбыта [44, с. 223].
Маркетинговая деятельность в розничной торговле значительно отличается от оптовой. В рознице продавец ежедневно имеет дело с небольшим количеством потребителей, крайне отличающихся друг от друга по социальному статусу, уровню доходов и другим признакам. Цель маркетинга в данном случае ˗ максимально удовлетворить потребителя и его потребности.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для успешной реализации товаров конечным потребителям, таковы:
˗ изучение спроса на товары и их рыночного предложения;
˗ формирование торгового ассортимента;
˗ организация товародвижения;
˗ формирование товарных запасов и поддержание их на необходимом уровне;
˗ осуществление торгово˗технологических операций с товаром ˗ таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале;
˗ продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
˗ формирование спроса и стимулирование сбыта на реализуемые товары;
˗ оказание покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т. д.) [4, с. 362].
Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков. Методы торговли чрезвычайно разнообразны и определяются многими факторами, в том числе структурой торгового предприятия, а также маркетинговой программой. Каждый тип предприятия розничной торговли имеет свою сферу действия и четко сформулированный план наиболее эффективного охвата клиентов [48, с. 233].
Магазины составляют примерно 90 % предприятий розничной торговли. Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания в магазинах является их специализация, которая предполагает ограничение торговой деятельности магазинов отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента [13, с. 363].
С учетом товарной специализации магазины подразделяются на:
˗ узкоспециализированные, ассортимент которых составляют отдельные виды товаров (хлеб, молоко, шерстяные ткани, зонты, пуговицы и т. п.);
˗ универсальные, ассортимент которых сформирован на базе широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы);
˗ специализированные, в ассортименте которых представлена одна группа товаров (обувь, ткани, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия и т. д.);
˗ неспециализированные (смешанные), осуществляющие продажу товаров разных групп без специализации по отделам и секциям (например, магазины «Товары повседневного спроса») [4, с. 363].
Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанные на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей, может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Так, например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют возможность приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться и так, что среднее количество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из групп потребителей [5, с. 103].
С точки зрения потребителя любой магазин может быть описан с помощью следующих атрибутов:
˗ близость ˗ территория («сфера влияния»), внутри которой розничный торговец желает установить деловые отношения с покупателями;
˗ ассортимент его широта и полнота, воспринимаемые как разнообразие товаров;
˗ цены их общий уровень и широта используемых ценовых стратегий;
˗ обслуживание организация торговли, методы продажи, услуги (предпродажные, оказываемые в процессе продажи, осуществляемые в процессе послепродажного обслуживания);
˗ оперативность ˗ минимальное время, которое требуется для совершения покупки;
˗ атмосфера ˗ комфорт, интерьер торгового зала, санитарное состояние магазина, внутримагазинная информация, размещение и выкладка товаров в торговом зале, внимательность и доброжелательность персонала, соблюдение установленных правил продажи товаров и т. д. [13, с. 369].
Для того, чтобы добиться успеха в маркетинге продукта, менеджер должен хорошо представлять себе, кому он пытается его продать. Более того, он должен уметь наладить контакт с этими людьми, чтобы продемонстрировать свой продукт и привлечь их [48, с. 233].
В розничной торговле необходимо понимать, что клиент имеет свои потребности, и единственный выход, который может принести продавцу успех˗ это удовлетворить их. Потребитель обычно хорошо информирован и постоянно старается найти лучший продукт по наиболее благоприятной для себя цене. Это условие в розничной торговле имеет такое же важное значение, как и на других уровнях маркетинга. Однако, магазин ˗ это то место, где встречаются продавец и покупатель и осуществляется финальное действие маркетинга. По этой причине розничный торговец должен уметь определить тех, кому он хотел бы продать свой продукт [48, с. 235].