Важной составляющей маркетинговой деятельности организации должна быть эффективная реклама. Ее роль в обеспечении успеха предпринимательской деятельности трудно переоценить, ведь реклама обеспечивает распространение информации с целью усиленного воздействия на массовое или индивидуальное сознание, вызывает запланированную реакцию выбранной потребительской аудитории.
В маркетинговой деятельности реклама обеспечивает:
- подготовку потребителя к восприятию нового товара или услуги;
-поддержание спроса на высоком уровне на стадии массового производства товара;
- содействие расширению рынка сбыта.
Следует отметить, что существует ошибочное мнение о том, что качественный товар (услуга) не нуждается в рекламе. Это ошибка. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар (услуга) требует интенсивной рекламы. Рекламирование товара плохого качества приводит к потере средств на рекламу, наносит ущерб имиджу организации.
Реклама способна принести как потрясающий успех, так и закончиться провалом. Поэтому следует придерживаться испытанных мировой практикой принципов создания эффективной рекламы: для того, чтобы рекламу заметили, требуется идея, и не простая, а хорошая, добротная идея. Не будет этого, и реклама останется незамеченной, не сработает; текст рекламы весьма важен, но еще важнее обоснование, аргументация; актуальность – один из главных факторов при выборе аргументации. Хорошими аргументами могут стать качество товара, цена, быстрая поставка, безопасность в эксплуатации; не преувеличивать, не захваливать товар (услугу) – потребитель всегда скептически настроен и может отвернуться. Средствами рекламы может быть изготовление фирменной атрибутики, проспектов и плакатов, фирменных каталогов, брошюр и т.д.
Реклама должна быть связана с действующими законами. Она должна согласовываться с обычаями, быть честной, достоверной, правдивой. Реклама должна проводиться с чувством социальной ответственности и не противоречить высоким моральным принципам, которые необходимо соблюдать при конкуренции между предпринимателями.
Соблюдение основных правил и рекомендаций в создании рекламы позволит усилить эффективность маркетинга, что, безусловно, будет положительно влиять на развитие предпринимательской деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что рекламная деятельность является неотъемлемой составной частью коммерческой и маркетинговой деятельности любого предприятия. Правильно разработанная рекламная кампания помогает с реализацией услуг, которые предоставляются предприятием. Основной целью этих предприятий, является привлечение новых клиентов, установление новых, более выгодных деловых контрактов, вследствие чего возрастает потребность в предоставляемом товаре, возрастает спрос, увеличивается предложение.
Объект исследования - ООО «Проминвест».
Предмет исследования – рекламная деятельность организации.
Цель магистерского исследования – совершенствование рекламной деятельности организации на примере организации ООО «Проминвест».
Задачи исследования:
-раскрыть сущность, методы и анализ маркетинговой деятельности организации предоставляющей услуги;
-ознакомиться с процессом разработки и реализации управления рекламой в маркетинговой деятельности организации;
-указать методы и показатели оценки эффективности рекламной деятельности в организации;
-дать организационно- экономическую характеристику деятельности организации ООО «Проминвест»;
-провести анализ и дать оценку рекламной деятельности организации;
-провести социологическое исследование по оценке рекламной деятельности организации;
-обосновать предложения по совершенствованию рекламной деятельности организации;
-оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретическую значимость магистерского исследования составили труды следующих экономистов: Д.И. Босяковой, О.В. Беспаловой, А.М. Бахмудовой, А.В. Бондар, А.Ю. Власовой, Г.Т. Гузельбаевой, Т.В. Дубровской, А.В.Дегтяревой, П.С. Деркачёвой, Ч.В. Керимова, Т.И.Корчагиной, Н.А. Косиновой, Э.Р. Лезгиева, А.М. Лукан, М.Н. Мечникова, Д.О. Мусиенко, И.В, Михайловой, Н.Ю. Мороз, Е.Л. Прокопьевой, А.В.Плешаковой, Н.О. Сухомлиновой, В.П.Самойловой, Н.В. Федорова, О.Ф. Шутовой и др.
Практическая значимость магистерского исследования заключатся в том, что разработанные предложения рекламной деятельности могут быть использованы в деятельности организации ООО «Проминвест».
Период исследования: 2015-2017гг.
Методы исследования, применяемые в магистерском исследовании, следующие: изучение литературных источников, наблюдения, анкетирование, прогнозирование, экономический анализ.
Структура магистерского исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе магистерского исследования представлены теоретические основы рекламной деятельности, рассмотрена сущность, методы и анализ маркетинговой деятельности, указан процесс разработки и реализации управления рекламой в маркетинговой деятельности, представлены коэффициенты для расчета эффективности рекламной деятельности.
Во второй главе дана организационно- экономическая характеристика ООО «Проминвест», рассчитаны основные финансовые показатели деятельности организации за 2015-2017гг., проведен анализ и дана оценка рекламной деятельности организации. Проведено социологическое исследование при помощи анкетирования, дающее оценку рекламной деятельности ООО «Проминвест».
В третьей главе предложены предложения по совершенствованию рекламной деятельности организации, предложены рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности и рассчитана эффективность предложенных мероприятий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, методы и анализ маркетинговой деятельности организации предоставляющей услуги
Многие экономисты, такие как А.М.Бахмудова (6, c. 224), О.В.Бурдонова (8, c.29), А.Ю. Власова (11, c. 97) уделяют особенное внимание маркетинговой деятельности на предприятиях, под которой понимают творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю (14, c. 543).
Анализ маркетинговой деятельности, по мнению П.С. Деркачёва является исходным элементом системы управления маркетингом на предприятии, необходимым для обеспечения эффективности его функционирования. Данный вид анализа нацелен на достижение оптимального соотношения между ключевыми целями предприятия и удовлетворением потребностей покупателей его продукции (работ, услуг). Сущность анализа маркетинговой деятельности интерпретируется неоднозначно ввиду его достаточного сходства с другими направлениями, например, с маркетинговыми исследованиями. На самом деле данные направления нельзя назвать идентичными, т.к. маркетинговые исследования проводят с целью получения информации о рыночных процессах или событиях, а условием проведения анализа маркетинговой деятельности является наличие информации о состоянии рынка (17, c. 90).
Для того, чтобы маркетинг на предприятии был эффективным, он должен быть направлен на:
-получение и исследование всей информации, имеющей отношение к рынку;
-усовершенствование перечня продаваемых продуктов;
- составление плана и осуществление мероприятий, направленных на его реализацию;
-скоординированное влияние на разнообразные отрасли предпринимательской деятельности для обеспечения такого образа поведения в целом, который соответствует принципам маркетинга.
Из-за постоянной надобности контактировать с внешней для организации рыночной средой формируется сложная система управления маркетинговой деятельностью. Усиление и укрепление рыночных связей делают управление маркетингом специфическим видом управленческой деятельности, который организационно фиксируется за конкретной группой сотрудников (22, c. 132).
На данный момент термин «управление маркетингом», по мнению Н.А. Косиновой обуславливается как составление плана, исследование, реализация и осуществление контроля за исполнением проектов, нацеленных на формирование, сохранение и увеличение выгодных отношений с целевыми потребителями с целью усовершенствования организации (23, c. 115).
Таким образом, управление маркетингом связано с регулированием спроса, которое, в свою очередь, связано с регулированием отношений с потребителями. Современный маркетинг ориентирован на запросы рынка, приспосабливая для этого предложение товаров предприятиями. Задачей маркетинга является не только ориентация на продажу уже произведенных товаров, но и на изучение потребностей и возможностей потребителей. Выявление последних становится исходным пунктом всех принимаемых в организации решений и действий. Подобное представление маркетинга делает его нечастной функцией предприятия, реализуемой компанией, а интегрированной концепцией управления организации в целом.
Для решения задач создания товара и его движения к клиенту маркетинговый комплекс в организации выполняет три группы функций: исследовательские (маркетинговые исследования и контроль), стратегические (сегментирование рынка, позиционирование товара, планирование комплекса маркетинга для целевых рынков) и исполнительские (осуществление мероприятий по запланированным направлениям товарной, ценовой, сбытовой коммуникационной политики). Эти виды функций хотя и отличаются друг от друга по содержанию, но по характеру одинаковы, так как имеют маркетинговую направленность.
По мнению Е.Н. Барбарош в основе рыночной концепции управления маркетингом принята направленность на потребителя, она означает, что деятельность фирмы основывается на заказах. Организация формирует изготовление таких продуктов, которые удовлетворяют потребности клиентов. А также, в целях увеличения емкости рынка и объемов продаж, фирма формирует потребность на собственную продукцию, применяя агрессивную рекламу и инструменты, увеличивающие сбыт (9, c. 5).
В целом, маркетинг, по мнению Т.В.Дубровской является главным направлением в деятельности любой организации. Его применение помогает достигать соответствия между ожиданиями потребителей и ресурсами компании. Маркетинговая деятельность включает в себя большое количество функций, таких как: проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, определение позиции продуктов на рынке и т.д. Но разрозненное их выполнение не приводит, ни к чему иному, как к растрачиванию маркетингового бюджета. Только запланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность, способна привести организацию к положительным финансовым итогам (15, c. 41).
Маркетинг как управленческая деятельность, предполагает принятие решений на базе альтернативных экономических расчетов и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для результативного функционирования и развития предприятия. Таким образом, особое значение имеют выработка и принятие решений по конкретным видам маркетинговой деятельности.
Эффективность работы предприятия, по мнению Н.В. Федоровой зависит от грамотного использования маркетингового инструментария. В развитии любого предприятия анализ маркетинговой деятельности является важным звеном в цепочке успеха, в улучшении его финансового состояния. Работа, как правило, начинается с изучения спроса на продукцию, рынков ее сбыта, потенциальных покупателей и конкурентов, уровня рыночных цен, оценки доступности необходимых материально-технических ресурсов (40, c. 379).
Любое предприятие, не владеющее базовыми знаниями либо методами маркетинга, обречено на провал в конкурентной борьбе. Поэтому необходимо работать с потребителями, изучать их вкусы и предпочтения (на что клиенты акцентируют свое внимание при выборе товара, на что идет больший спрос), а также правильно оценивать сильные и слабые стороны конкурентов, находить преимущества и новые возможности в конкурентной борьбе, выбирать «нишу» или сегмент рынка.
По мнению М.М.Устаевой методология маркетингового исследования представляет собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов, а также методов информатики (39, c. 413).
Исходя из всего вышеизложенного, маркетинговое исследование – это совокупность процедур и методов сбора, анализа и интерпретации конъюнктурной информации для принятия управленческих решений.
Маркетинговые исследования раскрывают перед руководством предприятия новые рыночные возможности, потенциальные проблемы и угрозы; позволяют провести сегментацию рынка и выделить целевые сегменты; позволяют определить конкурентные преимущества предприятия и разработать маркетинговую стратегию, базирующуюся на этих преимуществах.
Методы маркетинговых исследований деятельности предприятия представлены в таблице 1. (Приложение 1).
Таким образом, проведение маркетингового исследования в организации предоставляющей услуги, опирающееся на вышеперечисленные методы, призвано решить следующие задачи: анализ микросреды и макросреды организации; изучение характеристик и потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между организациями, изучение тенденций деловой активности, изучение ассортимента продуктов и услуг конкурентов, краткосрочное и долгосрочное прогнозирование (в т.ч. спроса на новый продукт или услугу), изучение реакции на новый товар и его потенциал, изучение ценовой политики конкурентов (35, c. 162).
Подводя итог, можно сказать, что маркетинговая деятельность очень обширная, маркетинг является неотъемлемой частью в деятельности предприятия. В ходе маркетинговой деятельности исследуются, планируются и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных отношений с целевыми покупателями ради достижения определенных целей компании. Поэтому интерес к этой деятельности увеличивается по мере того, как все большее число предприятий в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.