ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ В ОБЪЕДИГНЕНРОЙ ГЕРМАНИИ (ФРГ) И США
1.1.Геополитические перемены на рубеже XX-XXI веков, вызванные объединением Германии
1.2. Место США в системе геополитических отношений
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ СДПГ И «ЗЕЛЕНЫХ» НА ОТНОШЕНИЯ ФРГ И США
2.1. Период СДПГ и «зеленых» - попытка изменения основного политического курса ФРГ
2.2. Итоги внешней политики коалиции СДПГ и «зеленых» и новые направления германо-американских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На политической карте Европы Германия всегда занимала одно из ведущих мест. Ее экономика, ее военная мощь ее политические лидеры даже в самые сложные периоды мировой истории требовали от мирового сообщества, если не признания, то, несомненно, уважения.
На американском континента подобную роль играли США, будучи мощной экономической и политической сверхдержавой, оказывающей влияние на развитие экономических и политических сил в мире.
Отношения германии и США на протяжении всего ХХ века отличались значительными противоречиями.
Обе страны, даже будучи политическими противниками. Не прекращали взаимодействия.
Еще в период первой мировой войны, несмотря на то, что Германия и США находились во враждующих лагерях и противостояли друг другу, в то же самое время ощутимо увеличивали рост германские инвестиции в экономику США.
Не менее, чем в мирное время, устойчиво рос товарооборот между Германией и странами Латинской Америки, которые являлись предметом интересов США.
М. Восленский анализируя геополитические факторы взамодействия Германии и США в исследовании «Тайные связи Германии и США» приводит статистические данные о том, что германский ввоз в Чили составлял еще в 1900 г. 39,9 млн. марок, а в 1913 г. уже 97,9 млн. Немецкие банки имели 53 отделения в различных странах Латинской Америки. К началу 900-х годов германские капиталовложения в Южной Америке оценивались более чем в 1 млрд. марок.[1]
В период Второй мировой войны немецкое оружие поставлялось в американские вооруженные силы. Бизнес не признавал военных действия и продолжал сотрудничество. Американо-германская конкуренция жестко и даже жестоко происходила и на других страновых рынках, где сталкивались пути экспансии американского и немецкого монополистического капитала.
Тем не менее, наиболее важное противоречие между империалистами США и Германии было связано не с каким-либо определенным пунктом или территорией земного шара, не с конкретной какой-либо отраслью производства.
Глобальное противоречие состояло в геополитических интересах стран, в том, что и Германия и США равным образом стремились к лидерству на мировом пространстве.
Такое состояние обе страны поддерживали в течение всей первой половины ХХ века, практически до тех пор, когда после победы социал-демократов на выборах 1998, а потом 2002 гг. одним из основных направлений внешней политики Германии окажется европейский вектор и интерес к восточным политическим процессам.[2]
С этого момента отношения Германии с США начинают вступать в новую фазу, исследование которой является сегодня актуальным в связи с новым витком интереса ведущих держав к геополитическому мировому пространству.
Актуальностью проблемы обусловлена цель исследования – анализ германо-американских отношений в период в 2000годы в период нахождения у власти коалиции СДПГ и «зеленых», образующих так называемую «красно-зеленую коалицию».
Для достижения цели обозначены следующие задачи:
- рассмотреть научную, теоретико-политологическую позицию российских и зарубежных ученых на отношения США и Германии в период власти СДПГ
- проанализировать интересы Германии и США в начале XXI века
- выявить причины расхождений политических интересов двух стран
В качестве источников исследования использованы публикации в СМИ, монографии, исследующие политические приоритеты Германии и Америки, выступления и интервью политических лидеров, их воспоминания.
ГЛАВА 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ В ОБЪЕДИГНЕНРОЙ ГЕРМАНИИ (ФРГ) И США
1.1.Геополитические перемены на рубеже XX-XXI веков, вызванные объединением Германии
Процесс формирования международных отношений на рубеже XX-XXI веков и связанные с этим геополитические и геоэкономические перемены, привлекали и привлекают внимание широкого круга исследователей.
Основными объектами вышеуказанного интереса являются геостратегические центры и их взаимодействие в глобальном ив региональном масштабах[3]. Важнейшими геостратегическими центрами современного мирового сообщества являются Соединенные Штаты Америки и Германия.
Исследователи Германской истории указывают, что воссоединенная после четырех с половиной десятилетий «холодной войны» Германия в конце XX века приняла на себя роль главной движущей силы экономической интеграции Европы и. стала играть одну из ключевых ролей в формировании общей европейской политики[4]. Так, Нургалиев К.Д., в своей диссертации уазывает на то, что «перспективы интегрирующейся Европы в немалой степени стали зависеть от того, какие ориентиры выберет сама Германия при определении своей внешней политики. Объединение Германии привело к территориальному, демографическому расширению страны, росту ее политического и экономического потенциала, обусловило качественно новое положение ФРГ в Европе и мире. Германский вопрос был закрыт политически и юридически. Начался новый период германской истории, период развития единой, стабильной, экономически мощной и влиятельной в международных отношениях ФРГ» [5] .
Германия является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические события 11 сентября в США заставили руководство ФРГ в значительной степени пересмотреть основные принципы своей внешней и оборонной политики. Об этих переменах объявил в октябре 2001 г. канцлер Герхард Шрёдер, выступая перед депутатами бундестага. «Принятие международной ответственности при одновременном стремлении избежать непосредственно связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом германской внешней и оборонной политики, – подчеркнул Шрёдер. – Мы, немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на планете» [6]. Длительный период изоляции Германии от участия в важнейших международных процессах к середине ХХ века становится для Германии достоянием истории, а ее внешняя политика постепенно приобретает глобальный характер.
Подводя итоги развитию Германии после80 – х годов ХХ столетия Губайдуллина М. «О планах создания федеративной Европы» делает вывод, что на современном этапе новая германская оборонная и внешняя политика, в частности, предполагает большую степень независимости правительства в вопросах развития двусторонних и многосторонних отношений, участия бундесвера в операциях за пределами Европы. [7].
По уровню экономического развития ФРГ входит в страны так называемой «большой семерки». [8]. По общему объему валового внутреннего продукта она занимает первое место в Западной Европе и четвертое в мире после США , Японии, Китая. На развитие экономики Германии все большее влияние оказывает быстро развивающийся в 1990-е гг. процесс глобализации. Он побуждает германских товаропроизводителей и правительство во все большей мере ориентироваться на мировые рынки, развитие новых технологий, стимулировать процесс концентрации производства и банков, создания транснациональных корпораций, наращивать импорт и экспорт капитала, перемещать рабочую силу. В целом современная экономическая стратегия ФРГ предусматривает более тесную интеграцию страны в мирохозяйственные связи. [9].
Кремер И,С. дает классификацию этапов германской политики конца ХХ века. В частности он пишет, что временной период конца ХХ – начала XXI века, можно разделить на 2 этапа от объединения Германии до настоящего времени.. [10]
Первый период охватывает время с осени 1990 г. до 1998 г. 12 сентября 1990 г. министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ФРГ и ГДР в присутствии президента СССР М.С. Горбачева подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 г. объединение Германии стало свершившимся фактом. Это событие явилось принципиальным не только для самой Германии, но и Европы в целом, в связи со значительным изменением расстановки сил на европейском континенте.
Началом второго периода стал 1998 г., когда после победы над консервативно-либеральной коалицией к власти пришла «красно-зеленая» коалиция. «Боннскую республику» сменила «Берлинская республика». Принятие новой концепции НАТО в апреле 1999 года и ее реализация в ходе военных акций в отношении Югославии знаменовало собой важный рубеж на пути формирования нового миропорядка, а также этап в эволюции отношений между ФРГ и Североатлантическим альянсом[11]. В 2002–2003 гг. позиция правительства Г. Шредера по отношению к военным акциям США в Ираке, поддержанная Францией и Россией, выявила кризисные явления в НАТО. [12]
В 2005 г. пост канцлера заняла А. Меркель, возглавившая «большую коалицию» ХДС/ХСС – СДПГ, что обозначило начало третьего этапа. Был провозглашен курс на приоритетное развитие трансатлантических отношений при продолжении курса на углубление европейской интеграции [13]
После объединения стала заметно усиливаться роль ФРГ не только в Европе и мире, но и в НАТО. С этих пор ей отводится важное место в руководстве военно-политических структур, инфраструктуре и экономике Североатлантического блока.
Павлов В.Н, неоднократно в своих работах отмечает, что мощная в экономическом отношении Германия является в военном и политическом аспектах третьеразрядным государством[14]. Хорошо понимая это, немцы постоянно ищут политическую и военную поддержку. Военную поддержку они видят в союзе с Францией, которая ведет достаточно независимую военную политику. У нее есть ракетно-ядерное оружие, в том числе стратегические баллистические ракеты, стратегическая авиация, космические системы, подводные атомные ракетоносцы, авианосные и крейсерские силы флота. Объединение вооруженных сил обеих стран дает хорошо сбалансированную систему; эти силы способны вести самостоятельные военные действия. Но все не так просто. Германия не имеет такой армии, как Франция, не потому, что не может, а потому что ей запрещено это делать по Потсдамскому соглашению. Во Франции все еще сильны опасения по усилению военной мощи восточного соседа. Отсюда и ее параллельные ориентации на США, как на национально-внутреннем, так и на международном уровнях. [15].