Конкурентоспособность организации является важнейшим фактором ее эффективности. Именно победа в конкурентной борьбе является основной целью любой организации. Чтобы достичь данной цели необходимо правильно и грамотно распоряжаться своими ресурсами. Данная тема очень широко распространена в экономической литературе, и по настоящее время является актуальной. Рост интенсивной конкуренции являются ее характерной тенденцией. Конкурентоспособность является решающим фактором успеха товара на рынке конкурентов.
Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в широком смысле означает то, преимущества, которые создаются для субъекта экономического соревнования, причем эти свойства могут относиться к различным субъектам конкурентной борьбы – видам продукции, предприятиям (товаропроизводителям), отраслям, и, наконец, странам.
Понятие конкурентоспособность означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителям по всем условиям его реализации. Также помимо этой, не менее важной части конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Разработка стратегии является главным направлением в нормальном функционировании организации. Для разработки стратегии организация должна уметь соотносить затраты и результаты, находя более эффективные способы доведения ее до конкретных потребителей, также проводить обоснованную товарную политик, а также применять новые методы управления.
Повышение конкурентоспособности организации является важнейшим фактором для её успеха, но также ее нужно уметь грамотно поддерживать. Конкурентоспособность также является гарантом получения большой прибыли.
Конкуренция является главной чертой рыночного хозяйства. Именно конкуренция создает условия для её самореализации для более успешного создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что она будет всегда одной из обсуждаемых тем в экономической сфере. Каждая организация хочет быть лидером среду своих конкурентов. Организация должна грамотно использовать свой потенциал для занятия лидирующих позиций в своей отрасли, и усовершенствовать системы управления, а также предоставлять услуги с требованиями рынка и потребителей. Конкурентоспособность говорит о том, организация может в полной мере удовлетворить конкретные потребности потребителей лучше, чем какие-либо аналогичные объекты, и также может опережать других применяя в полной мере свои ресурсы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теории и практики управления конкурентоспособности организации и выявление основных направлений по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации.
В выпускной квалификационной работе был поставлен ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособностью организации;
- проанализировать состояние конкурентоспособности в организации;
- выявить пути развития по повышению конкурентоспособности.
Объектом исследования данной работы является АО «Глория Джинс».
Предметом исследования является конкурентоспособность организации.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы является периодические издания, учебная литература, труды различных авторов в банковской деятельности, а также ресурсы сети Интернет, законодательные и нормативные акты ЦБ РФ, внутрибанковские инструкции и положения.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрывается предмет, формы и роль конкурентоспособности, а также функции и методы повышения конкурентоспособности организации.
Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности на примере АО «Глория Джинс», а также был проведен анализ SWOT-анализ организации.
В третьей главе предложены пути решения по повышению конкурентоспособности.
В заключении выпускной квалификационной работы сделаны выводы по её результатам.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ПРЕДМЕТ, ФОРМЫ И РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкуренция (лат. concurrentia – сбегаюсь, сталкиваюсь) – борьба, соперничество в какой-либо области. В экономике это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производств [10, с.160].
Можно сказать, что конкуренция регулирует то, на сколько эффективно можно распределить свои ресурсы, для их использования.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны. Для того, чтобы иметь какое-то представление об их взаимосвязи ниже представлен рисунок 1, который представляет собой своеобразную схему «пирамиду конкурентоспособности».
Рисунок 1 – Пирамида конкурентоспособности[1]
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях [7,43, Макроносов].
Теоретические пособия о конкурентной борьбе были заложены в середине XVIII века. Основоположниками данной теории стали представители классической экономики А. Смит и Д. Рикардо. Далее теорию о конкурентоспособности развили более подробно такие авторы как А.Маршал, Дж. Кейнс, В. Леонтьева и др.
Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, которое ведется между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным из методов Смит считал изменение цен. В результате чего конкуренция обеспечивает взаимодействие спросы и предложения, которая уравновешивает рыночные цены. В ходе чего происходит распределение капиталов между отраслями.
Д. Рикардо развил идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции. Он считал цены складываются только в результате конкурентной борьбы под воздействием спроса и предложения. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции. Принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция.
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Суть данного подхода заключается в том, что при условии совершенной конкуренции, при повышении цены на предложение увеличивается, а платежеспособный спрос падает. Предельная полезность является той денежной суммой, которую потребители готовы заплатить за данный товар.
Иными словами, в центре внимания оказывается не соперничество хозяйствующих субъектов в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной [c.10].
В зависимости от характера конкуренции поставщиков всего выделяется четыре типа: совершенная, монополистическая, олигополия и чистая монополия.
Совершенная конкуренция характеризуется большим наличием конкурентов, в результате чего ни один из конкурентов не имеет достаточно большой части рынка, чтобы суметь как-то повлиять на цену продукта. Данный тип конкуренции характеризуется весьма высокой информированностью продавцов и покупателей о ценах и продукта. Продукция, которая реализуется является стандартизированной, а также цена установлена рынком.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством мелких и средних предприятий, в которых никто не имеет лидирующих позиций на рынке вследствие незначительной доли продаж. Ключевой особенность данного типа заключается в дифференциации продукции, то есть производители предлагают близкие, но не одинаковые по характеристикам товары или услуги.
Олигополия заключается в наличии нескольких крупных предприятий, которые контролируют значительную часть производства и сбыта конкурирующих друг с другом. Доля каждого предприятия значительна и играет свою роль, а также дает возможность влиять на рыночную цену. Каждый из участников олигополии проводит свою самостоятельную рыночную политику, но при этом они зависят от своих конкурентов.
Чистая монополия характеризуется, как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющих близких заменителей. На рынке существует один монополист, который осуществляет контроль над ценой товара и объемом выпуска, это позволяет ему получать монопольную прибыль.
Предметом чаще всего являются государственные органы, организации и покупателей. Объект состоит из объектов и субъектов конкурентоспособности, и в более широком смысле, это включает в себя продукты, регулирование, технологии, производства и другое. Критериями оценки могут быть такие показатели, как положение на рынке, темпы развития и т.д. [13,с.77].
Конкуренция делится на две формы: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкуренции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция характеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении в него и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продавцов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовершенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность. В этой связи рыночные агенты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен. Несовершенная конкуренция – противоположный вариант совершенной конкуренции. Она возникает в условиях, когда ограниченное число предприятий способно предложить особый товар по существующей цене.
По мере развития глобальной конкуренции должна развиваться внутрикорпоративная и внутрифирменная конкуренция. При этом должен соблюдаться принцип конкуренции, заключающийся в следующем:
– усиление глобальной конкуренции должно сопровождаться усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции, внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках;
– чем выше степень глобальной конкуренции, тем выше должна быть степень внутрикорпоративного и внутрифирменного соперничества [c.18].
Роль конкуренции в рыночной экономике заключается в том, что она является главным механизмом, который побуждает к непрерывному совершенствованию производства. Является двигателем экономического развития.
Конкуренция предполагает постоянное сопоставление индивидуальных издержек и результатов производства с рыночными, что стимулирует деловую активность, рассчитанную на опережение конкурентов. Конкуренция ориентирует на учет потребностей рынка как продавцами, так и потребителями. Ее следует воспринимать как средство экономического выживания в рыночной среде, обусловленное тем, что рассчитывать на деловой успех можно лишь при достижении высокой конкурентоспособности [с.219 Сидоров, Кузнецова].
- ФУНКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В экономической литературе в настоящее время выделяют несколько параметрических характеристик. Все конкурентные преимущества делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.
Более подробно рассмотрим эти две группы.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых источников, таких как: рабочая сила, сырье и энергия. Это связано с тем, что данные конкурентные преимущества являются неустойчивыми и могут быть легко потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, а также из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы могут быть использованы конкурентами. Другими словами, можно сказать, что данные преимущества, которые не смогут постоянно обеспечивать преимущество над конкурентами, являются неустойчивыми.
Преимуществами высокого порядка являются уникальная продукция, технология, оптимальная маркетинговая структура, организация производства и хорошая репутация фирмы. За счет выпуск уникальной продукции, которая создана на собственных конструкторских разработках, то для того чтобы преодолеть данного конкурента им придется разработать аналогичную продукции, или же придумать что-то лучше.
Также конкурентные преимущества могут быть реальными и потенциальными.
К реальным преимуществам относят факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он уже превосходит субъекта.
А к потенциальным преимуществам относят факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым может превзойти своих конкурентов в ближайшей или более отдаленной перспективе.
Конкурентоспособность организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается в основном в рамках конкурентоспособности её продукции. Также можно сказать то конкурентоспособность организации определяется не только каким-то одним параметром, а также представляет собой результат взаимодействия множества других немало важных факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации.
1.Асаул, А.Н., Абаев Х. С., Гордеев Д. А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности [Текст] / Под ред. д.э.н, профессора, А. Н. Асаула – СПб: АНО «ИПЭВ»,- 2018. – 271с
2.Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации [Текст] / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
3.Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / А. Т. Алтухова //– М.: Ника-Центр, –2017.–№ 9.– С.35–38.
4.Березов, Н.И. Конкуренция в экономике [Текст] / А.И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
5.Вашка, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность / Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. [Текст] – 2018. - № 7. – С.10.-14.
6.Волгин А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. [Текст]; М.: Дело, 2010. 167 с.
- Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. Пособие [Текст] / А.С.Головачев. – Минск: Высшая школа, 2014. – 319 с.
8.Генкин Б. М. Основы организации труда: учеб. Пособие [Текст] / Б. М. Генкин, В. М. Свистунов. - Москва : Норма, 2012. - 399 с.
9.Динес В.А., Яшин Н.С. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции [Текст] / В.А. Динес, Н.С. Яшин - Саратов: СГУ.2014. - 158 с
10.Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие [Текст] / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194
11.Лисовская, И.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. [Текст] / И.А. Лисовская. – М. – Теис, 2018.- 120 с.
12.Минаева Т. С. Человеческий капитал как конкурентное преимущество [Текст] / Т. С. Минаева // Банковское дело. - 2014. - № 2. - С. 61-64.
13.Стратегический менеджмент : учебное пособие [Текст] / И. Н. Маврина. – Екатеринбур : УрФУ, 2014. – 132 с.
14.Стратегический менеджмент [Текст] / под ред. А.Н.Петрова - СПб.: Питер, 2015.
15.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебнопрактическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
16.Фролов, М.А. Определение конкурентных преимуществ компании [Текст] / М.А. Фролов // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 6 (7). – С. – 70 –73.
17.Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2000. № 2. С. 57–67.
18.Как малому бизнесу продвигать бренд с помощью внешних площадок и СМИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rezart.agency/blog/brand-promo-media-blogs/, свободный.
19.Официальный сайт АО «Глория Джинс» [Электронный ресурс]. – Режим досутпа: https://www.gloria-jeans.ru/
20.Официальный сайт ООО «Эйч ннд Хеннес энд Мауриц» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.hm.com/ru_ru/index.html
21.Официальный сайт ООО «ОСТИН» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ostin.com/
22.Формирование имиджа компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smm.ingate.ru/smm-wiki/formirovanie-imidzha/