Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития цифровых коммуникаций
1.1 Современные тенденции цифровизации и их влияние на развитие экономики и коммуникации
1.2 Online-трансформации коммуникации
1.3 Цифровая перезагрузка общества: социально-коммуникативные аспекты во время пандемии
Глава 2. Анализ влияния пандемии на торговлю и коммуникации
2.1 Сущность и особенности процессов цифровизации услуг розничной торговли в Российской Федерации
2.2 Влияние пандемии на специфику цифровой трансформации на услуги розничной торговли
Заключение
Список использованной литературы
Целью исследования является определение направлений влияния пандемии на развитие цифровизации коммуникаций и описание последствий этого влияния.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
− определить природу процесса цифровизации;
− определить характерные особенности цифровизации и масштабы влияния на экономику и коммуникацию;
− описать влияния пандемии на коммуникативный процесс;
− проанализировать динамику агрегированных показателей цифровизации в России.
Объектом исследования является коммуникативный процесс под влиянием цифровизации.
Предметом исследования является влияние пандемии на процесс развития цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования опирается на положения теории инноваций и инновационной диффузии, институциональной теории и эволюционной теории коммуникационной динамики.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития цифровых коммуникаций
1.1 Современные тенденции цифровизации и их влияние на развитие экономики и коммуникации
Сегодня одним из главных факторов экономического роста является цифровая трансформация, то есть существенная перестройка бизнес-модели организации с применением новых цифровых технологий[1]. Цифровая трансформация требует фундаментального перестроения действующей структуры, всех процессов, организации новых видов работы с партнерами, клиентами, адаптации продуктов и услуг к новым условиям и требованиям потребителей[2]. В то же время, цифровая трансформация позволяет компаниям достигать ключевых результатов экономической эффективности, снижать издержки и повышать качества продуктов и услуг[3].
Проблему цифровизации в своих работах затрагивают такие ученые как Афасижев Т.И., Жуков Б.М.[4], Ашманов А.А.[5], Шарипова Н.А.[6], Шатохин Д.С.[7], Юрасов А.В.[8], среди зарубежных специалистов –Хуатэн М.[9], Пулицци Д., Роуз Р.[10].
Процессы цифровизации протекают достаточно неравномерно в различных отраслях и секторах экономики, при этом сфера услуг довольно быстро воспринимает нововведения и использует их в текущей деятельности. Это объясняется возможностью быстрой адаптации технологических решений в организационных процессах, тогда как в промышленных сегментах цифровые решения требуют современного оборудования, в то же время обновление основных фондов производится редко, часть используемого производственного оборудования было произведено и внедрено в эксплуатацию более 30 лет назад[11]. Однако цифровизация является привлекательной для хозяйствующих субъектов, поскольку предоставляет конкурентные преимущества за счёт перенесения части деятельности или полностью функционирования в виртуальной среде, кроме того, возможно привлечение более квалифицированного персонала без учета места их фактического проживания.
- Аршинов В. И., Буданов В. Г. Онтологии и риски цифрового техноуклада: к вопросу о представлении социотехнического ландшафта // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2019. № 2. С. 53.
- Афасижев Т.И., Жуков Б.М., Новиков В.С. Виртуальные отношения в сфере услуг: факторы и перспективы глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 1.
- Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах / И.С. Ашманов, А.А. Иванов, 2-е изд., Вильямс М. и др., 2007
- Борщова Е.А. Влияние процессов цифровизации экономики на рынок труда // Modern Science. 2019. № 12–1. C. 65–69.
- Володенков С. В. Глобальные «гибридные» акторы информационного вмешательства в современные политические процессы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15, № 3. С. 388–389.
- Восколович Н.А. Измерение влияния цифровой трансформации сферы услуг на качество жизни населения // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75.
- Глазьев С. Ю. Информационно–цифровая революция // Датчики и системы. № 1 (221). С. 17.
- Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально–психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35.
- Исследование Mastercard: россияне стали активнее совершать покупки онлайн. Пресс-релиз Mastercard [Электронный ресурс]. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/исследование-mastercard-россияне-стали-актив/
- Насибулин М. Цифровая трансформация // РБК. 2020. (4–5). C. 26–29.
- Новости Retail-Loyalty.org. Российский ритейл в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://kktspb.ru/news/rossijskij_ritejl_v_2018_godu_idealnyj_shtorm_s_pereryvom_ na_chm_2018/2018-12-25-3290
- Официальный сайт Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.akit.ru/e-commerce-russia-2021/
- Официальный сайт Исследовательской компании «BusinesStat» [Электронный ресурс]. URL: http://businesstat.ru/
- Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/
- Плотников А. И. Перспективы развития государственных и муниципальных закупок на рынке интернет-услуг//Экономические науки. – 2020. – №. – С. 165-173
- Плотников А.И. Современные тенденции цифровизации и их влияние на построение бизнес-модели предприятий сферы услуг// Современные аспекты экономики и управления: сборник научных статей аспирантов, соискателей и докторантов. – СПб.: Астерион. 2019 – С. 44 – 51.
- Портал retail-loyalty: news [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail-loyalty.org/news/
- Роуз Р., Пулицци Д. Управление контент-маркетингом. Практическое руководство по созданию лояльной аудитории для вашего бизнеса // М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. (240).
- Современные тренды интернет-маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://itb-company.com/
- Темная А.В. Цифровые технологии в сфере услуг: мировой опыт в российских реалиях // «Вектор экономики». (5).
- Хуатэн М. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики // М: Интеллектуальная литература. 2019.
- Число онлайн-заказов в 2020 году выросло почти на 80% //Известия. Официальный портал. Публикация за 20.12.20 г.
- Шарипова Н.А., Вентер Ю.А. Интернет-маркетинг: эффективный способ при-влечения клиентов на Web-сайт Интернет-магазина // Сибирский торгово-экономический журнал. № 2 (23).
- Шатохин Д.С., Данков М.К. Internet advertising and promotion of B2B projects 2017. 231–234 с.
- Юрасов А.В. Основы электронной коммерции / А.В. Юрасов, Горячая линия-Телеком М., 2008.
- Яницкий О. Н. Четвертая научно–техническая революция и культура в контексте пандемии // Власть. 2020. Том. 28. № 5. С. 300.
- Babkin I.A., Yuschenko A.L., Babkina O.M. Vertical training system as the basis for the development of regional business systems 2017. 181–184 с.
- Bataev A.V., Rodionov, D.G. Kosonogova E.S. Evaluation of efficiency of using bank smart-card in Russian financial institutions 2018. 589–593 с.
- Digital 2020: Global Digital Overview [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/цифровых 2020-global-цифровых overview
- Kissinger, Henry A. The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order. The Wall Street Journal. April 3, 2020 // URL: https://www.wsj.com/articles/the–coronavirus–pandemic–will–forever–alter– the–world–order–11585953005?mod=hp_opin_pos_1
- Kudryavtseva, T.J. Skhvediani A.E., Bondarev A.A. Digitalization of banking in Russia: Overview 2018. 636–639 с.
- McKinsey &Company [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe and Middle East/Russia/Our Insights/Digital Russia/Цифровых Russia-report.ashx
- Pantano E. [и др.]. Competing during a pandemic? Retailers’ ups and downs during the COVID-19 outbreak // Journal of Business Research. (116). C. 209– 213.
- Rodionov D.G., Konnikov E.A., Konnikova O.A. Approaches to ensuring the sustainability of industrial enterprises of different technological levels // Journal of Social Sciences Research. 2018. № Special Issue 3 (2018).
- Rodionov, D.G. Kudryavtseva, T.J. Skhvediani A.E. Human development and income inequality as factors of regional economic growth // European Research Studies Journal. 2018. № 2 (21). C. 323–337.
- Schwab K., Malleret T. COVID-19: The Great Reset. World Economic Forum. Geneva, 2020. P. 27.
- Shabunina, T.V. Shchelkina S.P., Rodionov D.G. Regional habitat as a factor of the human capital assets development in Russian regions // Journal of Social Sciences Research. 2018. C. 313–317.
- Similar Web [Электронный ресурс]. URL: https://www.similarweb.com/corp/pro/
- Skhvediani A.E., Kudryavtseva T.Y. The socioeconomic development of Russia: Some historical aspects 2018.
- World Bank Group. 2021. World Development Report 2021: Digital Dividends. Washington, DC: World Bank