2 Анализ налоговой политики РФ на современном этапе
2.1 Цели и задачи налоговой политики РФ на 2021-2023 гг
2.2 Основные новации налоговой политики в 2019-2020 гг
2.3 Оценка налоговых доходов консолидированного бюджета
2.4 Совершенствование налогового администрирования на современном этапе
Заключение
Список литературы
2 Анализ налоговой политики РФ на современном этапе
2.1 Цели и задачи налоговой политики РФ на 2021-2023 гг.
Налоговая политика РФ на 2021-2023 гг. должна содействовать устойчивому и сбалансированному развитию страны и достижению национальных целей развития страны, которые отражены в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 и могут быть сформулированы следующим образом:
- сохранение населения, его здоровья и благополучия;
- создание возможностей для самореализации и развития талантов;
- создание комфортной и безопасной среды для жизни;
- создание условий для успешного предпринимательства и эффективного труда;
- проведение цифровой трансформации.
При этом достижение стратегических целей предполагается осуществлять за счет:
- создания стабильной и предсказуемой макросреды: принятие мер, направленных на снижение зависимости бюджета от цен на нефть, поддержание определенного уровня инфляции и процентных ставок, поддержание стабильной налоговой и квази налоговой нагрузки;
- повышения объема и качества инвестиций: изменение структуры налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, увеличение эффективности государственных компаний, внедрение стимулирующих регулирования на региональном уровне;
- реализацию Национальных проектов: Демография, Здравоохранение, Образование, Культура, Жилье и городская среда, Безопасные и качественные автомобильные дороги, Экология, МСП и предпринимательство, Международная кооперация и экспорт, Производительность труда.
Среди основных изменений в налоговой политике на плановый период предусмотрено снижение прямых налогов на труд предприятий малого и среднего бизнеса. Так, предполагается снижение ставки страховых взносов с 30% до 15% в части превышения заработной платы над уровнем МРОТ, что позволит снизить общую налоговую нагрузку на 11%, и как следствие увеличит привлекательность бизнеса и высвободит денежные средства для расширения деятельности, а также позволит легализовать часть бизнеса. Кроме снижения налоговой нагрузки за счет снижения ставки страховых взносов, планируется:
- расширение области применения патентной системы налогообложения через замену режима ЕНВД частью хозяйствующих субъектов;
- продление до 2024 г. права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);
- упразднение необходимости предоставлять налоговую декларацию налогоплательщиками на УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
Также планируется повышение эффективности льгот при добыче нефти за счет, с одной стороны, отмены льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр, с другой стороны, предоставления новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях. Причиной упразднения части льгот стал тот факт, что, несмотря на увеличение доли льготируемой добычи нефти до 46,3% и увеличении выпадающих доходов федерального бюджета до 1,4 трлн. руб. в 2019 году, аналогичного роста объема добычи и инвестиций в отрасли не произошло.
Еще одной мерой трансформации налоговой системы является повышение справедливости распределения природной ренты через повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых. Обоснованность данного решения заключается в том, что к ставке НДПИ применяется понижающий коэффициент для участков недр, степень выработанности которых превышает 80%. Однако, практика показала, что данный вид льгот часто применяется необосновано, более того льготой «пользуются» на участках недр, фактическая степень истощенности которых существенно ниже 80%, при этом профиль добычи на «льготируемых по выработанности» участках недр не меняется или ухудшается.
Важно отметить, что в плановом периоде предполагается снижение степени регрессивности в налогообложении доходов, через:
- повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15%;
- установление налога на процентный доход в размере 13% для граждан, чей объем сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах превышает 1 млн. руб.
- установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период.
Кроме того, будут приняты стимулирующие налоговые и финансовые меры, направленные на создание благоприятных условий для роста инвестиций в основной капитал:
- введение налогового вычета по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
- переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера через заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ.
Еще одной задачей налоговой политики РФ является формирование справедливых конкурентных условий через повышение качества налогового администрирования, а именно через:
- развитие налогового мониторинга;
- введение института «единого налогового платежа»;
- включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля;
- расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля;
- развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
В целях более активного использования преимуществ новых технологических решений, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы в области налоговой политики планируется расширение налоговых льгот (снижение размера ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, снижение налога на прибыль до 3%; отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения).