Актуальность темы исследования. Общественный выбор, или теория общественного выбора, - это «использование экономических инструментов для решения традиционных проблем политической науки». Его содержание включает в себя изучение политического поведения. В политологии это подмножество позитивной политической теории, которая изучает эгоистичных агентов (избирателей, политиков, бюрократов) и их взаимодействия, которые могут быть представлены несколькими способами-используя (например) стандартную ограниченную максимизацию полезности, теорию игр или теорию принятия решений.
Анализ общественного выбора имеет корни в позитивном анализе («что есть»), но часто используется в нормативных целях («что должно быть»), чтобы выявить проблему или предложить улучшения конституционных правил (например, конституционная экономика).
Теория общественного выбора также тесно связана с теорией социального выбора, математическим подходом к агрегации индивидуальных интересов, благосостояния или голосов. Многие ранние работы имели аспекты обоих, и обе области используют инструменты экономики и теории игр. Поскольку поведение избирателей влияет на поведение государственных чиновников, теория общественного выбора часто использует результаты теории социального выбора. Общие трактовки общественного выбора также могут быть отнесены к публичной экономике.
Общественный выбор, основанный на экономической теории, имеет некоторые основные принципы, которые в значительной степени соблюдаются. Первый - это использование индивида в качестве общей единицы принятия решений. Из-за этого нет решения, принимаемого совокупным целым. Скорее, решения принимаются совокупным выбором индивидов. Во-вторых, использование рынков в политической системе, что, как утверждалось, было возвращением к истинной экономике. Конечным является своекорыстная природа всех индивидов в рамках политической системы.
Цель данной работы – рассмотреть теорию общественного выбора.
1. Теория общественного выбора – понятие и общие положения
1.1. Сущность теории общественного выбора
Теория общественного выбора – «это раздел экономики, который развился из изучения налогообложения и государственных расходов. Он возник в пятидесятых годах и получил широкое общественное внимание в 1986 году, когда Джеймс Бьюкенен, один из двух его ведущих архитекторов (другим был его коллега Гордон Таллок), был удостоен Нобелевской премии по экономике. Бьюкенен основал Центр изучения общественного выбора в Университете Джорджа Мейсона, и он остается самым известным центром исследований общественного выбора. Другие включают Университет штата Флорида, Вашингтонский университет, Университет штата Монтана, Калифорнийский технологический институт и Рочестерский университет».
Общественный выбор «использует те же принципы, которые экономисты используют для анализа действий людей на рынке, и применяет их к действиям людей при принятии коллективных решений. Экономисты, изучающие поведение на частном рынке, предполагают, что люди руководствуются в основном собственными интересами. Хотя большинство людей основывают некоторые свои действия на заботе о других, доминирующим мотивом в действиях людей на рынке—будь то работодатели, наемные работники или потребители—является забота о себе. Экономисты общественного выбора исходят из того же предположения, что, хотя люди, действующие на политическом рынке, имеют некоторую заботу о других, их основным мотивом, будь то избиратели, политики, лоббисты или бюрократы, является личный интерес. По словам Бьюкенена, теория «заменяет... романтические и иллюзорные... представления о работе правительств]... представления, которые воплощают больше скептицизма»
В прошлом многие экономисты утверждали, что способ обуздать «рыночные неудачи», такие как монополии, заключается в введении правительственных мер. Но экономисты общественного выбора отмечают, что существует и такая вещь, как «провал правительства.» То есть есть причины, по которым вмешательство государства не дает желаемого эффекта. Например, «Министерство юстиции несет ответственность за сокращение монопольной власти в неконкурентоспособных отраслях. Но исследование 1973 года Уильяма Ф. Лонг, Ричард Шрамм и Роберт Толлисон пришли к выводу, что фактическое антиконкурентное поведение играет лишь незначительную роль в решениях Министерства юстиции о возбуждении антимонопольных исков. Вместо этого они обнаружили, что чем крупнее отрасль, тем больше вероятность того, что фирмы в ней будут привлечены к суду. Точно так же Конгресс часто принимает законы, которые должны защищать людей от загрязнения окружающей среды. Но Роберт Крэндалл показал, что представители Конгресса из северных индустриальных штатов использовали поправки к Закону о чистом воздухе 1977 года, чтобы уменьшить конкуренцию, сдерживая экономический рост в Солнечном поясе. Поправки требовали более жестких норм выбросов в неосвоенных районах, чем в более развитых и загрязненных районах, которые, как правило, находятся на Востоке и Среднем Западе».
Одним из главных оснований теории общественного выбора является отсутствие стимулов для избирателей эффективно контролировать правительство. Энтони Даунс в одной из самых ранних книг по общественному выбору «Экономическая теория демократии» указывал, что «избиратель в значительной степени невежествен в политических вопросах и что это невежество рационально. Даже если результат выборов может быть очень важным, голос отдельного человека редко решает исход выборов. Таким образом, прямое влияние хорошо информированного голосования практически равно нулю; избиратель практически не имеет шансов определить исход выборов. Так что тратить время на слежку за проблемами лично избирателю не стоит. Доказательством этого утверждения служит тот факт, что опросы общественного мнения неизменно показывают, что менее половины всех американцев избирательного возраста могут назвать своего представителя в Конгрессе».
1.2. Основные положения теории общественного выбора
Экономисты общественного выбора отмечают, что «этот стимул быть невежественным редко встречается в частном секторе. Тот, кто покупает автомобиль, обычно хочет быть хорошо информированным о выбранном автомобиле. Это происходит потому, что выбор покупателя автомобиля является решающим—он платит только за выбранный автомобиль. Если выбор мудр, покупатель выиграет; если он неразумен, покупатель пострадает непосредственно. Голосование не имеет такого прямого результата. Поэтому большинство избирателей в значительной степени не осведомлены о позициях людей, за которых они голосуют. За исключением нескольких широко освещаемых вопросов, они не уделяют большого внимания тому, что делают законодательные органы, и даже когда они обращают внимание, у них мало стимулов для получения фоновых знаний и аналитических навыков, необходимых для понимания этих вопросов» .
Экономисты общественного выбора также изучают действия законодателей. «Хотя законодатели должны преследовать «общественные интересы», они принимают решения о том, как использовать ресурсы других людей, а не свои собственные. Кроме того, эти ресурсы должны предоставляться налогоплательщиками и теми, кто пострадал от нормативных актов, независимо от того, хотят они их предоставлять или нет. Политики могут намереваться разумно расходовать деньги налогоплательщиков. Однако эффективные решения не спасут их собственные деньги и не дадут им никакой доли того богатства, которое они сберегают для граждан. Нет никакой прямой награды за борьбу с влиятельными группами интересов с целью предоставления преимуществ обществу, которое даже не знает о преимуществах или о том, кто их предоставил. Таким образом, стимулы к хорошему управлению в общественных интересах слабы. В отличие от этого, группы по интересам организуются людьми, которые очень сильно выигрывают от действий правительства. Они обеспечивают политиков средствами для предвыборной кампании и агитаторами. Взамен они получают хотя бы «ухо» политика и нередко получают поддержку своих целей».