Введение
- Теоретические основы изучения политических элит
1.1. Понятие политической элиты
1.2. Политические элиты как социальный класс
1.3. Рекрутирование региональных политических элит
- Особенности региональных политических элит России
2.1. Развитие региональных политических элит
2.2. Проблемы роста и этики региональных политических элит
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Существует точка зрения, которой придерживаются многие социологи, согласно которой политика лучше всего понимается через обобщение, что почти вся политическая власть в такой большой стране как Россия принадлежит относительно небольшой и богатой группе людей, разделяющих сходные ценности и интересы и в основном происходящих из относительно сходных привилегированных слоев. Большинство высших руководителей во всех или почти во всех ключевых секторах общества рассматриваются как набранные из одной и той же социальной группы, и теоретики элиты подчеркивают степень, в которой взаимосвязанные корпоративные и фондовые директораты, старые школьные связи и частое социальное взаимодействие имеют тенденцию связывать и облегчать координацию между высшими лидерами в бизнесе, правительстве, гражданских организациях, образовательных и культурных учреждениях и средствах массовой информации. Эта «властная элита», в т.ч. региональная может эффективно диктовать основные цели (если не всегда практические средства и детали) для всех действительно важных государственных политических решений (а также доминировать в деятельности крупных СМИ и образовательных/культурных организаций в обществе) в силу своего контроля над экономическими ресурсами крупных деловых и финансовых организаций страны. Их власть рассматривается как основанная в основном на их личных экономических ресурсах и особенно на их позициях в высшем руководстве крупных корпораций, и на самом деле не зависит от их способности получить массовую поддержку через усилия «представлять» интересы более широких социальных групп.
Цель данной работы – рассмотреть региональные политические элиты России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить понятие политической элиты.
- Рассмотреть политические элиты как социальный класс.
- Выявить каналы рекрутирования региональных политических элит.
- Проанализировать развитие региональных политических элит.
- Исследовать проблемы роста и этики региональных политических элит.
1. Теоретические основы изучения политических элит
1.1. Понятие политической элиты
Элита - это избранная и небольшая группа граждан и/или организаций, контролирующая большое количество власти. Основываясь на социальном различии по отношению к другим группам низших слоев большинство из этих избранных групп постоянно ищут дифференциацию, а также отделение от остального общества. Обычно понятие элиты используется для анализа групп, которые либо контролируют, либо находятся на вершине общества. Создание элиты также является результатом их эволюции на протяжении всей истории человечества. Несколько групп постоянно ищут различные социальные ресурсы, чтобы определить свою специфику
Элиты и социальные различия имеют долгую яркую историю. С самого начала существования греческого общества и Римской империи социальный статус был актуальным. В то время как греческое общество было в основном разделено между свободными людьми и рабами, социальная структура Древнего Рима была основана на собственности, богатстве, гражданстве и свободе, с существенным значением наследственности. Несмотря на то, что в обоих обществах существовала социальная стратификация, в случае последнего социальный статус устанавливался посредством объективных норм. Позднее, как в Средние века, так и в Новое время, эта форма различения по социальному статусу преобладала, и, вероятно, ее можно было бы рассматривать как основной принцип социальной организации в настоящее время. Исследования в области социальных наук подчеркивают тенденцию элит сохранять и воспроизводить свою власть с течением времени на «политическом и экономическом уровнях, потенциально подрывая эффективность институциональных реформ. Например, одна специфическая форма сохранения элиты иллюстрируется существованием династий, особая форма сохранения элиты, в которой одна или несколько семейных групп монополизируют политическую и/или экономическую власть»
Многие ученые изучали элитное различие. Используя широкий спектр как качественных, так и количественных переменных, таких как социальный статус, социальная стратификация и местная культура, среди прочего, они разработали теории о ее эволюции и их действиях в современных обществах. Однако главный вопрос возник в связи с экстраполяцией их прогностических способностей: «Одна серьезная проблема с этой темой заключается в том, что социальные теоретики слишком часто были больше заинтересованы в поиске подтверждения для своих соответствующих великих теорий, чем в рассмотрении различных реальностей различия сравнительно. Всякий раз, когда они приводили эмпирические доказательства в поддержку своей позиции, главным недостатком была экстраполяция: то есть требование предоставить социологические законы на основании одного конкретного случая в течение данного периода». Этот «вопрос» преобладал от нескольких классических теоретиков, таких как Спенсер, Тард, Веблен, Зиммель, Вебер и Зомбарт, до крупных последующих вкладов неомарксизма, функционализма и постмодернистских перспектив, которые анализировали социальные различия и эмуляцию. Однако, когда социологические исследования начали связывать социальное различие с созданием элит, возникла новая теоретическая основа. «Различие» Пьера Бурдье вероятно, является одним из первых и наиболее важных исследований, посвященных соотношению элит и социальных различий. Исходя из посылки «ни одно суждение вкуса не является невинным», Бурдье попытался проанализировать французскую буржуазию, ее вкусы и предпочтения. Он выступал обширное этнографическое исследование современной Франции через анализ буржуазного сознания. Замечательная цитата, которая возобновляет один из основных принципов различения в социальных науках в соответствии с идеями Бурдье, состоит в следующем:
«Принципы разделения, неразрывно логические и социологические, действуют внутри и в целях борьбы между социальными группами; производя понятия, они производят группы, те самые группы, которые производят принципы, и группы, против которых они производятся. В борьбе за смысл социального мира на карту поставлена власть над классификационными схемами и системами, лежащими в основе представлений групп и, следовательно, их мобилизации и демобилизации: вызывающая сила высказывания, которое выставляет вещи в ином свете (как это происходит, например, когда одно слово, такое как «патернализм», изменяет весь опыт социальных отношений) или которое модифицирует схемы восприятия, проявляет что-то другое, другие свойства., ранее незамеченные или отодвинутые на задний план (например, общие интересы, до сих пор замаскированные этническими или национальными различиями); разделительная сила, различие, диакризис, дискретность, вытягивание дискретных единиц из неделимой непрерывности, различие из недифференцированного»
Одним из наиболее важных вкладов этой теории является идея о том, что социальный класс играет значительную роль в построении личной идентичности (то есть интересов человека). Таким образом, поскольку социальные классы находятся в постоянном взаимодействии в повседневной жизни, усиливаются некоторые «социальные различия», такие как вкус, который, согласно Бурдье, является «эстетической» ценностью, определяемой правящим классом. Эти социальные способы коммуникации (также связаны с отношениями между элитой и массой. Однако различие также связано с другими социальными видами использования и ресурсами, такими как власть в политике и богатство в экономике.