Введение
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства
1.1 Становление государственной церковности в истории России
1.2 Церковь и государство в истории в советский период
Глава 2. Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
2.1. Законодательство Российской Федерации, регулирующее взаимоотношения церкви и государства
2.2. Сферы действия взаимоотношений церкви и государства в современной России
Заключение
Список источников и литературы
Цель работы состоит в понимании и усвоении особенностей взаимоотношений церкви и государства в различные исторические периоды времени, и их современного состояния.
Задачи курсовой работы:
- Изучить процесс становления государственной церковности в истории России;
- Осветить состояние взаимоотношений между церковью и государством в советский период;
- Исследовать законодательство Российской Федерации, регулирующее взаимоотношения церкви и государства;
- Выявить сферы действия взаимоотношений между государством и церковью в современной России.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, принадлежащие таким авторам, как: Алексеева Н.В., Катин В.И., Верховской П.В., затрагивающие различные вопросы взаимоотношений церкви и государства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, а именно: исторический, диалектический, метод системного анализа, логико-юридический и др., позволившие описать исследуемое явление, выявить основные тенденции и закономерности развития изучаемого объекта.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, Конституция СССР, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные Законы, такие как Федеральный закон от 26.09.1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 ноября 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, включающих в себя два подраздела, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства
1.1 Становление государственной церковности в истории России
Русская Православная Церковь имеет многовековую историю. Существует множество правовых источников, в которых упоминается о взаимоотношении государства и церкви в различные исторические периоды. В данной работе мы исследуем основные законы, которые регулируют эти отношения.
Первым основным источником, в котором упоминается взаимоотношения церкви и государства, является Псковская Судная грамота 1397-1467 гг., которая была принята в 1397 году на городском вече по благословению попов пяти соборов. К данному периоду времени Псков достиг полной независимости от Новгорода, поэтому данное событие не могло не отразиться на законодательстве.
В данном акте выделено несколько статей, в которых сказано о том, что наместник князя, а также иные лица не могут выступать в суде в качестве представителя другого лица. Они имеют право осуществлять данное полномочие лишь в том случае, если состоит на службе в качестве старосты церкви, а также по своим собственным делам. Не разрешалось являться в суд толпой, для того, чтобы защитить церковную землю от чужих посягательств. В отношении духовенства дела рассматривались церковным судом, а не светским, лишь только в том случае, если обе стороны относились и к мирянам, и к духовенству, то разбирательство происходило с участием судей и наместником архиепископа[1].
В ходе изучения содержания статей Псковской Судной грамоты, можно сделать вывод о том, что этот исторический документ стал первым основным источником, регулирующим взаимоотношения церкви и государства. В самой грамоте невелико значение данной темы, поскольку упоминание даётся всего лишь в нескольких статьях, среди которых наиболее прямое изложение, касающееся церкви, указано в статье 109, а в остальных лишь косвенно затрагивается данный вопрос.
Следующий документ- Судебник 1497 года. Причиной принятия являлся переход к феодальному строю. Именно поэтому был создан данный законодательный акт, чтобы было возможным урегулировать взаимоотношения, возникающие между крестьянами и землевладельцами.
Судебник 1497 года устанавливает виды наказаний за преступления, среди которых имеются деяния против церкви, а именно: церковная кража и святотатство. На тот период времени эти преступления считались особо опасными и страшными, наказания за них были соответствующими. Преступники наказывались смертной казнью.
Как и в прежде рассмотренном нами документе, Судебник Ивана III предусматривает как мирской суд, так и духовный. Священников, монахов, а также вдов, которые находились на иждивении церкви, судил архиепископ. Если судились светские люди с духовными, то суд состоял из духовных и светских представителей[2].
Хронологически следующим нормативным актом являлся Судебник 1550 года, принятый при Иване Грозном, в нём так же, как и в предыдущих актах говорится о подсудности дел мирскому и духовному суду. В акте уделяется внимание вдовствующим, которое живут не при монастыре, а в своём доме, в таком случае, суд будет происходить без участия духовных лиц. Запрещалось торговым людям останавливаться на монастырской территории и жить там. В таких случаях требовалось выселять приезжих, а после производит судопроизводство духовным судом.