Введение
Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса в РФ
1.1 Понятие и социальное значение законодательного процесса в России
1.2 Стадии федерального законодательного процесса в России
Глава 2. Проблемы законодательного процесса
в Российской Федерации
2.1. Проблема обеспечения качества законопроектов вносимых
в Государственную Думу Российской Федерации
2.2. Проблемы нормативного регулирования законодательного процесса (дискуссия о принятии «закона о законах»)
2.3. Проблемы лоббирования интересов в политической конкуренции в Государственной Думе Российской Федерации
Заключение
Списки источников и литературы
Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса, как одной из функций государства. Проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
- Дать общую характеристику понятия законодательного процесса в России, а так же определить его социальное значение.
- Разобрать стадии федерального законодательного процесса в России.
- Изучить участников законодательного процесса в России.
- Выяснить проблемы обеспечения качества законопроектов вносимых в Государственную Думу РФ.
- Определить проблемы нормативного регулирования законодательного процесса.
- Выяснить проблемы лоббирования интересов в политической конкуренции в Государственной Думе РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы выступают общественные отношения, возникшие в законодательном процессе, а так же отношения связанные с поиском решений на существующие в законодательном процессе проблемы.
Непосредственно предметом исследования данной курсовой работы выступает совокупность правовых норм и институтов, регулирующих стадии законодательного процесса, отношения между палатами Федерального Собрания, а так же отношения, возникшие в результате поиска решений на существующие проблемы в законодательном процессе.
Степень научной разработанности данной темы исследования изучалась такими учёными – правоведами как: Баглай М.В., Некрасов С.И., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Елисеев Б.П., Умнова И.А., Гошуляк В.В., Ковачёв Д.А. и многими другими.
Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил метод научного познания, а именно системный подход, исторический метод, метод индукции и дедукции, а так же юридическо- правовой метод. В ходе исследования использовался анализ специальной литературы в области Конституционного права Российской Федерации.
Теоретической базой послужили информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования, а также учебная и специальная литература по Конституционному праву.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, законодательные акты, акты органов исполнительной и судебной власти, а так же судебная практика.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования, а так же состоит из введения, двух глав, включающих три подпункта, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса в РФ.
1.1 Понятие и социальное значение законодательного процесса в России.
Для того чтобы регулировать в обществе отношения людей, сложившихся в различных сферах, государство ставит перед собой первоочерёдную задачу – создания единой и непротиворечивой системы законодательных норм, которые являются главной составляющей законотворческой деятельности.
Нет единого и согласованного понятия законодательного процесса в России, многие ученые приводят свои различные понимания, например, по - мнению А.П. Любимого законодательный процесс – это определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности , последовательно и постоянно повторяющийся во взаимной связи его элементов.
Ряд других учёных приводит понятие законодательного процесса как деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, а так же внесению в них изменений и отмене законов. Другие считают, что законодательный процесс – это совокупность стадий, чередующихся друг за другом, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой и Советом Федерации.
Для полного определения понятия законодательного процесса в Российской Федерации, нужно разобрать данное понятие с учётом двух аспектов социально-политического и нормативного.
Социально – политический аспект трактует законодательный процесс, как процесс реализации, а так же выявления в законе социальных интересов.
Нормативный подход даёт определение законодательного процесса, как урегулированной конституциями и другими правовыми нормами процедуры внесения законопроекта в парламент, его доработка, принятие и так далее.
Исходя из выше всего сказанного, можно сказать, что законодательный процесс в Российской Федерации – это сложная система организационных процедур, основным направление деятельности которых является принятие, а та же процесс создания законов.
Организационные процедуры – стадии законодательного процесса, исполнение которых обязательно для появления и вступления в силу нового закона.
Важно отметить, что законодательный процесс в Российской Федерации – это, прежде всего, единство трёх его элементов: познания, деятельности, а так же результата, которые составляют законченный цикл законотворчества. Для того чтобы процессы, которые появляются в обществе, в полной мере отражались в законах, необходимо постоянно использовать и обнаруживать, а так же непосредственно изучать объективные закономерности, направляющие данные процессы.
Актуально рассмотреть законодательный процесс в Российской Федерации, как часть процедуры правообразования. Но для начала нужно разобраться с понятием правотворчество. Правотворчество – это не простое социальное явления, которые имеет управленческую природу. Правотворчество является формой руководства обществом со стороны государства, а так же осуществляется через правовые нормы, и непосредственно через само право.
Таким образом, правотворчество – это деятельность, например, общественная, либо же социальная, в итоге которой образуется, а так же развивается законодательные акты и правовые нормы.
Законодательная деятельность, непосредственно, является частью правотворчества, которое является сложным комплексом взаимосвязанных элементов. Государство может выражать свою волю различными методами, например, санкционирование государством норм поведения людей, а так же при помощи правотворческого процесса – это система организационных действий, которые осуществляются различными государственными органами, и главной их целью является создание правовой нормы