Введение
- Теоретические основы восприятия человеческого капитала
1.1. Понятие и структура человеческого капитала
1.2. Изменение формы человеческого капитала
1.3. Искусственный интеллект, как один из механизмов экономического роста
- Взаимосвязь инвестиций в человеческий капитал и экономического роста
в стране
2.1. Влияние человеческого капитала на экономику
2.2. Цифровые технологии, как механизм повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал и экономический рост в стране
Заключение
Список использованных источников
Цель работы – определить эффективность инвестиций в человеческий капитал и характер их влияния на экономический рост в стране.
Задачи работы:
- Дать понятие человеческого капитала и его структуре.
- Выявить происходящие изменения формы человеческого капитала.
- Охарактеризовать искусственный интеллект, как один из механизмов экономического роста.
- Определить влияние человеческого капитала на экономику.
- Выявить роль цифровых технологий в повышении эффективности инвестиций в человеческий капитал и экономическое развитие страны.
Для достижения цели использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа, метод временных оценок, метод изменение формы человеческого капитала, сравнительный метод и др.
Глава 1. Теоретические основы восприятия человеческого капитала
1.1. Понятие и структура человеческого капитала
В изученных источниках[1] человеческий капитал представлен, как сложная категория, состоящая из профессиональных знаний и потенциала человека (работника) или трудового коллектива, направленная на получение сверхприбыли и обеспечение процесса воспроизводства. Как указывает О.А. Гаврилова[2], жизнедеятельность сквозь призму человеческого капитала состоит из двух основных частей: фонда абсолютного и фонда относи тельного обогащения.
Традиционно в литературе[3] выделяются следующие составляющие понятия «человеческий капитал»: социальный капитал; интеллектуальный капитал; культурный капитал; личностный капитал и символический капитал. И характеристика данных составляющих имеют широкую представленность. Интерес, на наш взгляд, представляет вопрос, как сквозь призму предмета данного исследования происходит процесс относительного обогащения человеческого капитала, который непосредственно обусловлен оборотом научной формы человеческого капитала, время которого определяется временем создания одного поколения средств труда. Движение этого фонда связано также с осуществлением интеллектуального труда, который по своей сущности является созданием определенного интеллектуального потенциала общества.
С другой стороны, движение непосредственной формы человеческого капитала связано с осуществлением непосредственного труда. Последний, по своей сущности, выступает прежде всего, как реализация накопленного общественного потенциала, или суммы капиталов всех людей.
Таким образом, научная (интеллектуальная) и непосредственная формы человеческого капитала образуют непосредственное единство создания и реализации субъекта человеческого капитала.
Чтобы определить основные соотношения в структуре среднего индивидуального человеческого капитала, можно использовать данные бюджета времени жизнедеятельности занятого населения. Данная структура жизнедеятельности интерпретируется рядом авторов[4] следующим образом: из 100% времени жизнедеятельности 27% приходится на время труда, а 73% - на время потребления.
Однако надо учесть, что такая структура человеческого капитала характерна только для периода реального оборота, составляющего около 40 лет. Вместе с тем за этот срок создается фонд времени жизнедеятельности, обеспечивающий существование индивида в течение не 40 лет, а периода, адекватного средней продолжительности жизни, составляющей у нас около 70 лет. Субъекты человеческого капитала воспроизводят себя не только в течение реального оборота, но и за его пределами. Поэтому они производят и время своей жизнедеятельности также в периоды незанятости в общественном производстве.
Когда мы отмечаем, что в рамках одного и того же времени жизнедеятельности человеческим капиталом совершается разное число оборотов, то речь идет о разном содержании, качестве жизнедеятельности, соответственно качестве труда и качестве потребления у различных социально-профессиональных групп населения. Более высокая интенсивность обменных процессов, свойственная интеллектуальной форме жизнедеятельности, выражается и в более интенсивном и насыщенном потреблении, в более интенсивном и насыщенном использовании фонда абсолютного обогащения жизнедеятельности. Поэтому одна и та же единица времени жизнедеятельности у разных субъектов характеризуется различной наполненностью, или потребительной емкостью.