Введение
Глава 1. Положение президента РФ в системе органов государственной власти
1.1. Конституционный статус Президента РФ
1.2. Основные полномочия Президента РФ
Глава 2. Порядок избрания Президента и прекращение его полномочий
2.1. Выборы президента РФ
2.2. Прекращение полномочий Президента РФ
2.3. Развитие института президентства в РФ: проблемы и перспективы
Заключение
Список источников и литературы
Цели и задачи курсовой работы. Целями данного исследования является обобщение опыта функционирования российского института президентства и структурирование соответствующих знаний, рассмотрение перспектив дальнейшего развития данного института и решений сложившихся проблем в данной сфере.
Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучный диалектический и связанные с ним методы (логический метод, анализ и синтез, метод моделирования), а также специальные методы: формально-юридический, конкретно-исторический. В качестве ключевых методов исследования института президентства РФ использованы системный метод, предполагающий анализ всего комплекса нормативных документов, касающихся данного института, и общественных отношений, а также исторический метод, позволяющий исследовать институт президентства РФ в динамике.
Теоретическую основу курсовой работы составили работы отечественных ученых в области конституционного права.
Эмпирическую базу исследования составили законы, которые регламентируют деятельность Президента РФ.
Структура работы — работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два и три параграфа соответственно, два вывода по каждой главе, заключение, список источников и литературы.
Глава 1: Положение президента РФ в системе органов государственной власти
1.1 Конституционный статус Президента РФ
Точное определение статуса Президента РФ необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее должностное положение в государстве, имело чётко определённые права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями создавать угрозу правам и свободам граждан. Гармония действий главы государства и других органов власти необходима для создания устойчивости конституционного строя, гражданского мира и реальности свободы народа.
Конституционно - правовой статус Президента РФ закрепляется в положениях Конституции РФ, определяющих функции и полномочия Президента. Под функциями понимаются самые важные обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе государственных органов. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей Президентом по вопросам, отнесенным к его компетенции. Функции и полномочия, присущие исключительно Президенту, являются его прерогативами.
Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Практическая реализация компетенции Президента по гарантированию прав и свобод происходит через воздействие на государственные органы соответствующих ветвей власти, путем определения основных направлений государственной политики и законотворчества. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в установленном Конституцией РФ порядке, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет как глава государства РФ внутри страны и в международных отношениях. [1]
В Конституции 1978 г. положение Президента определялось терминами «должностное лицо» и «глава исполнительной власти». [2] Однако изменение конституционной формулы не означает, что функции Президента РФ были сужены или, что сейчас он не принимает значительного участия в осуществлении исполнительной власти. Термин «президентская власть» означает особый статус Президента в системе трех ветвей власти и наличие у него особых полномочий.
Конституция содержит гарантии, которые препятствуют становлению Президента РФ авторитарным правителем. Эти гарантии заключаются в ограничении периода полномочий Президента Российской Федерации шестилетним сроком, избрания президента путём всенародных прямых выборов, в альтернативном характере этих выборов, в невозможности занятия поста Президента одним и тем же человеком более двух сроков подряд, в возможности отрешения Президента от должности, в признании не соответствующими Конституции его нормативных актов на основе решения Конституционного Суда.
Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти и его конституционного статуса, Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность Президента Российской Федерации. Неприкосновенность Президента заключается в том, что его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру. Так же неприкосновенность распространяется и на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Действующего Президента нельзя привлечь к юридической ответственности.[3]