Введение
Глава 1. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
1.1. Конституция Российской Федерации о высшем органе исполнительной власти
1.2. Федеральное и региональное законодательство о Правительстве Российской Федерации
Глава 2. Законодательные требования к организации деятельности Правительства Российской Федерации
2.1. Формирование состава и полномочия Правительства Российской Федерации
2.2. Ответственность Правительства Российской Федерации
Глава 3. Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с исполнительными органами субъектов Российской Федерации
3.1. Правовые основы и формы взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами исполнительной власти
3.2. Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Цель – провести комплексное исследование конституционно-правовой деятельности Правительства Российской Федерации на основе действующего законодательства, современной правовой теории и практики.
Задачи исследования:
- выявить основные положения Конституции РФ о Правительстве Российской Федерации;
- рассмотреть федеральное и региональное законодательство о Правительстве Российской Федерации;
- определить формирование состава и полномочия Правительства Российской Федерации;
- выявить ответственность Правительства Российской Федерации;
- изучить правовые основы и формы взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами исполнительной власти;
- раскрыть проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти Российской Федерации;
Методологическую базу составляют методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, сравнительно-правовой и формально-нормативный методы, а также изучение монографических публикаций и статей и другие общенаучные и специальные методы.
Эмпирическую базу исследования включают в себя такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции и уставы субъектов.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы
Глава 1. Конституционные основы деятельности Правительства Российской Федерации
1.1. Конституция Российской Федерации о высшем органе исполнительной власти
Концепция исполнительной власти, воспринятая Конституцией РФ 1993 года, во многом отличается от положений, содержавшихся в раннее действовавшей Конституции РСФСР 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, имеющими силу до принятия новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 года. Суть новизны состоит, прежде всего, в том, что отныне Совет Министров РСФСР не является главным органом исполнительной власти.
Нормы главы 6 Конституции РФ не приводят определения Правительства как органа государственной власти, в ч. 1 ст. 110 указывается лишь на то, что «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».[1]
Статья 2 Федерального Конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет правовые источники деятельности Правительства РФ. К таким источникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.
Не случайно статья 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на первом месте среди нормативных актов, на основании которых осуществляется деятельность Правительства РФ, называет Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
К нормам Конституции Российской Федерации прямо регулирующим деятельность Правительства РФ, относятся положения ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 78, Главы 6 и ст. 134 Основного закона. Часть 1 ст. 11 Конституции относит Правительство РФ к органам, непосредственно осуществляющим государственную власть. Нормы ч. 4 ст. 78 Конституции прописывают, что в обязанность Президента РФ совместно с Правительством РФ входят обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Глава 6 Основного закона регламентирует состав Правительства, порядок его формирования, полномочия Председателя Правительства, функции и основные направления деятельности Правительства, определяет издаваемые Правительством нормативные акты, обязывает Правительство слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, регулирует такие основания прекращения деятельности Правительства, как отставка, «вотум недоверия», сложение полномочий. Статья 134 Конституции РФ наделяет Правительство РФ правом внесения предложений о пересмотре Конституции РФ или внесения в нее поправок.
По сути, прямое отношение к деятельности Правительства РФ имеют и большинство норм 1 и 2 глав Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, так как в соответствии со ст. 2 Основного закона, «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Правительство РФ считается высшим органом исполнительной власти государства, а следовательно защита конституционного строя и прав и свобод человека и гражданина - одна из основных его задач.