Введение
Глава 1. Место института Уполномоченного по правам человека среди других органов РФ
1.1 Понятие и место института Уполномоченного по правам человека
1.2 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ
2.1 Функции Уполномоченного по правам человека
2.2 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 3. Проблемы развития Уполномоченного по правам человека в РФ и в её субъектах
Заключение
Целью курсовой работы является определение конституционно-правового статуса в Уполномоченного по правам человека в РФ.
Задачи работы: 1) определить понятие и место института Уполномоченного по правам человека среди органов государственной власти Российской Федерации;
2) проанализировать статус и основу деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
3) выявить основные проблемы и перспективы развития законодательства, определяющего правовой статус Уполномоченного по правам человека.
Теоретико-методологическая база исследования. При написании курсовой работы использовались общенаучные и часто научные методы познания: сравнительно-правовой, системный, нормативно логический и т.д.
Источники. При написании работы использовались монографии и статьи отечественных юристов и учёных, а также диссертация кандидата юридических наук.
Эмпирическая база исследования. В неё входит Конституция РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», а также ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Структура. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, две из которых состоят из двух параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Место института Уполномоченного по правам человека среди других органов РФ
Понятие и место Уполномоченного по правам человека в РФ
Институт Уполномоченного по правам человек имеет достаточно интересную особенность. Созданный, как аналог западного правового института «омбудсман», он не входит ни в одну из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.
Однако, по мнению Чиркина и других авторов, институт Уполномоченного следует отнести к контрольно-надзорной ветви власти, образовавшейся в ходе развития государственного механизма.
Нельзя согласиться с данным взглядом на принадлежность института Уполномоченного к системе контрольных государственных органов по той причине, что в его компетенции отсутствует права обязательных решений. Решения Уполномоченного носят исключительно рекомендательный характер.
Назначением на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ,[1] в нём подчеркивается парламентская природа, но сам Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом с правом Юридического лица.[2]
Для определения значения института Уполномоченного по правам человека должно отметить, что его образование в РФ совпало с массовыми нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Данное положение ухудшали полная и частичная неосведомлённость государственных органов, СМИ и рядовых граждан о данном институте, его целях и задачах.
Однако на сегодняшний момент удалось преодолеть подобные преграды и завершить становление данного института в РФ и сформировать почву для его дальнейшего развития, прививания человеколюбия в условиях демократического государства.
И это не случайно, ведь задача Уполномоченного состоит в разрешении конфликтов между властью и обществом. Своеобразная роль арбитра позволяет смягчить противоречия между государственной и социальной средой, способствуя развитию демократии в РФ.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения, действия и бездействия государственных органов, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном или административном порядке и не согласен с ними. Осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, взаимодействует правоохранительными, судебными и другими органами РФ.
В докладе Уполномоченного за 2010 год указано, что к нему поступило более 57 тысяч корреспонденции, в которой присутствовали: коллективные жалобы, сообщения и обращения, касающиеся правозащитной тематики и т.д.
Одному человеку невозможно обработать такое количество поступающей корреспонденции. Для этого существует рабочий аппарат Уполномоченного, осуществляющий юридические, организационные, информационно-справочные и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Стоит отметить, что, несмотря на все достоинства правового института Уполномоченного по правам человека, он никогда не станет универсальным способом защиты граждан от нарушений госорганов и должностных лиц. Уполномоченный не заменяет, а лишь дополняет средства правовой защиты государства.
Анализируя законодательство об Уполномоченном по правам человека, можно выделить достаточно специфические признаки, отличающие его от других органов государства.
Во-первых, Уполномоченный по правам человек не принадлежит ни одной из ветвей власти, но является одним из органов государства.
Во-вторых, в своей деятельности Уполномоченный по правам человек всегда опирается на принципы демократизма, гласности и профессионализма.
В-третьих, являясь органом государственной власти, он действует только в присущих ему организационно-правовых формах, установленных законодательством.
Рассмотрение этих форм ставит перед нами вопрос: Уполномоченный по правам человек является контрольным или надзорным органом?
На этот вопрос нет однозначного ответа в научной литературе, а большинство российских учёных обходят этот вопрос стороной и предпочитают отмалчиваться.