Введение
Глава 1. Теоретические основы федеративного устройства РФ
1.1 Конституционные основы российского федерализма
1.2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
1.3 Правовое регулирование предметов ведения субъектов РФ, предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, предмет ведения субъектов РФ
Глава 2. Проблемы правового регулирования взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ
2.1 Особенности взаимоотношений Российской Федерации и субъектов в законодательном процессе
2.2 Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов РФ
Заключение
Список источников и литературы
Цель нашего исследования является полный анализ правовых и политических взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Задачи курсовой работы. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- Анализ становления, развития современного федерализма.
- Проанализировать Конституцию Российской Федерации учредительных документов субъектов РФ, федеральный законов и законов субъектов РФ, посвященных конституционно-правовому статусу РФ и субъектов РФ.
- Исследовать конституционно-правовой статус РФ и субъектов РФ.
- Проследить роль субъектов федерации в законодательном процессе.
- Выявить погрешности и недостатки законодательства на региональном уровне.
Теоретико-методологическая база исследования. На основании того, что формы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов достаточно обширны и требуют детального анализа, и изучения его рассмотрения ограничивалось лишь формально-юридическим анализом. Обращаясь к теоретическим вопросам предмета ведения РФ и субъектов федерации в федеративном государстве, необходимо остановиться на некоторых принципиальных моментах, связанных с определением, распределением и реализацией. В практике государственного управления не уделяется достаточного внимания за счет чего предметы ведения могут лежать вне круга интересов того или иного субъекта, а полномочия могут соответствовать предметам ведения.
Методологической базой являются общенаучные методы и системный анализ правового регулирования взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ.
При разрешении теоретических вопросов использованы систематические методы исследования: сравнительно-правовой, формально логический, системно-структурный, а также технико-юридический и нормативный анализ. Кроме названных методов в данной курсовой работе была использована нормативно-правовая основа исследования.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из структурных элементов, а именно: введения, двух глав, объединяющих пять пунктов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы федеративного устройства РФ
1.1 Конституционные основы российского федерализма
Благодаря тому, что родоначальники теории федерализма смогли выявить в нем демократическую форму государственного устройства, появилась возможность найти решение сразу по нескольким вопросам жизнедеятельности. Рассматривались важные аспекты, касающиеся поддержания мира между членами федерации, преодоление конфликтов между ними и централизованной властью, а также гарантии прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этой концепцией формировались понятия «федерализм» и «федерация», научное определение которых дается в учебниках и работах отечественных и зарубежных авторов. Именно в данных источниках федерализм рассматривается как одна их форм государства с системой главных принципов организации и функционирования. На установленном понятии строится теоретическая основа организации федеративного государства.
Федерация – это реальный тип государственной организации, которая соответствует всем принципам федерализма. Иначе говоря, федерализм отражает некую форму государственного устройства, а реальный механизм ее создания и функционирования – федерация. Свое мнение по данному вопросу высказывал П. Кинг, говоря о том, что «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существовать федерации без федерализма».[1]
В государственно-правовой сфере федерация понимается четко выраженными и структурированными дефинициями, такими как:
- единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований;
- форма государственно-территориального устройства;
- добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора;
- более демократическая форма организации государства, чем унитаризм.[2] Другими словами, существует мнение о том, что именно федерация основывается на началах союза, соглашения и договора между заинтересованными государствами. Стремительное развитие федеративных государств можно объяснить только при таковом понимании природы федерализма.
Однако появились и иные толкования значения федерализма. Наиболее широко и системно рассматривал данный вопрос профессор В. Е. Чиркин. В своих работах он придерживался новых видений федерализма в западной науке, а именно он акцентирует внимание на том, что федерализм следует рассматривать «не как совокупность структур и норм, а как процесс призванный заглушить конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные методы управления». [3]
Из-за того, что федерализм проявляется в зависимости от политической парадигмы в деятельности властвующих сил, он сводится к индивидуальным звеньям управления, но не выступает как форма государственного устройства. Между тем, нельзя не отметить мнение Э. В. Тадевосяна, который утверждает, что без четкого определения основ федерализма, его общенациональных принципов не может быть речи о теории федерализма, но, тем не менее, существуют модели федерации, которые далеки от научного понятия.
Целесообразно, что в зависимости от различных моделей федерализма, сторонники классифицируют федеративные устройства как:
- симметричные и асимметричные;
- централизованные и децентрализованные;
- договорные и конституционные.