Введение
Глава 1. Формирование института Конституционного Суда в Российской Федерации
1.1. Понятие, значение и зарождение конституционного контроля
1.2. Состав и порядок образования Конституционного Суда Российской Федерации
Глава 2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
2.1. Полномочия Конституционного Суда
2.2. Проблемы осуществления конституционного правосудия
Заключение
Список источников и литературы
понятия «конституционный контроль» и «Конституционный Суд», с учетом сложившихся в данное время условий и специфики российского государства.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие, значение и зарождение конституционного контроля;
- рассмотреть состав и порядок образования Конституционного Суда;
- показать структуру и организацию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Методология и теоретико-правовая основа исследования - для достижения поставленной цели и решения задач необходимо сочетание исторического и теоретического анализа. Теоретической базой и источниками исследования стали труды российских ученых по вопросам о значении Конституционного суда и контроля, а также справочные издания.
Эмпирическую базу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, нормативные правовые акты и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также Постановление Верховного Суда Российской Федерации.
Структура курсовой работы: введение, две главы, включающие в себя по два параграфа, заключение, список источников и литературы.
Глава 1. Формирование института Конституционного Суда в Российской Федерации
1.1. Понятие, значение и зарождение конституционного контроля.
Конституционный контроль – это особый вид правоохранительной я в государстве, который заключается в проверке соответствия закона и других нормативных актов Конституции страны.
Важным атрибутом нынешнего демократического конституционного устройства является конституционный контроль. Он поддерживает конституционную законность и законность в целом, а также обеспечивает функционирование Конституции государства, как высшего нормативного акта. В конституционном контроле существует специальный независимый судебный орган, который обеспечивает действенность и эффективность – Конституционный Суд.
Конституционный контроль осуществляется:
- всеми судами общей юрисдикции (в таких странах как: США, Мексика, Аргентина, Япония, Дания);
- Верховным Судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Канада, Индия, Боливия, Филиппины);
- специальными конституционными судами, для которых главной функцией является конституционный контроль (ФРГ, Кипр, Турция);
- особым органом несудебного характера (Конституционный Совет во Франции).
Российская Федерация сделала конституционный суд единственным органом конституционного контроля, при этом выбрав «австрийскую» модель.
Институт конституционного контроля — это очень важный демократический институт. Лишь правильное его функционирование обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации. Органы, которые осуществляют конституционный контроль – это учреждения и должностные лица, занимающиеся этим наряду с выполнением других обязанностей, а также органы, которые специально созданы для выполнения конституционного контроля.
Объектами конституционного контроля являются: обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти; в федеративных государствах – вопросы о разграничении компетенции между союзом и субъектом федерации, а в РФ – соответствие Конституции РФ Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; Конституции республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
По содержанию конституционный контроль бывает формальным, материальным, абстрактным и конкретным. Формальный контроль проверяет соблюдение процедурных правил, которые устанавливаются для принятия законов и нормативных актов. Материальный контроль проверяет содержание законов и других нормативных актов. Абстрактный контроль осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода. Конкретный контроль осуществляется только в связи с каким-либо конкретным судебным делом. В Российской Федерации все выше перечисленные формы применяются. Преобладающими являются материальный и абстрактный надзор. Примером формального контроля может служить полномочие Конституционного Суда РФ давать заключение о соблюдении установленного порядка при обвинении Президента РФ в государственной измене и иных тяжких преступлений. Абстрактно Конституционный Суд РФ рассматривает запросы уполномоченных субъектов. Конкретным контролем Конституционный Суд РФ рассматривает дела по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан. По запросам судов проверяется конституционность законов, которые применяются в конкретном деле.