Введение
Глава 1. Происхождение и источники семьи мусульманского права
- Происхождение мусульманского права
- Источники мусульманского права
Глава 2. Характеристика мусульманской правовой системы
2.1. Структура мусульманского права
2.2. Отрасли мусульманского права
2.3. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа
Заключение
Список источников и литературы
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие и основную характеристику системы мусульманского права.
Для достижения указанной цели в рамках данного научного исследования решаются следующие основные задачи:
- дать определение основным понятиям, содержащимся в мусульманском праве;
- рассмотреть систему мусульманского права как одну из мировых правовых систем;
- выяснить происхождение, а также охарактеризовать источники мусульманского права;
- изучить отрасли мусульманского права и его структуру.
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и формально-юридический методы, метод системно-структурного анализа, метод сравнительного правоведения, использованные автором в ходе изучения и систематизации научных источников.
Теоретико–методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как П.И. Магаяева, которая в своих работах уделяла внимание возникающим проблемам мусульманского общества в России. Е.Ю. Барковская подробно осветила происхождение мусульманского права и его роль на правовую культуру нашей страны. М.С. Хайдарова в своих работах исследовала различные школы мусульманского права.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Происхождение и источники семьи мусульманского права
1.1. Происхождение мусульманского права
Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе.
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию[1].
Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не
только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи.
Шариат – своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.
Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий[2].
Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом.
[1] Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001. С. 18.
[2] Там же. С. 26.