Введение
Глава 1. Нормативный правовой акт как источник права: теоретические аспекты
1.1. Понятие и признаки нормативного правового акта как источника права
1.2. Виды нормативного правового акта как источника права
Глава 2. Судебники 1497 г. и 1550 г. как источники права XV- XVI вв
2.1. Место Судебников в системе источников русского права XV- XVI вв
2.2. Общественные отношения, регулируемые Судебниками XV- XVI вв
Заключение
Список источников и литературы
Цель и задачи курсовой работы. Целью данной работы является исследование нормативного правового акта, как источника права в условиях постоянного развития законотворческой деятельности. Для достижения этой цели мы ставим перед собой ряд задач:
-раскрыть и определить понятие нормативного правового акта;
- указать признаки нормативного правового акта;
-дать характеристику видам нормативного правового акта;
-исследовать Судебники 1497 и 1550 гг. ;
-определить место Судебников в системе источников права XV- XVI вв.;
-рассмотреть общественные отношения, регулируемые Судебниками.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования мы применяли методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический и социологический подходы.
Теоретическую основу нашего исследования составили положения общей теории права и государства, отражённые в научных трудах учёных, исследовавших нормативный правовой акт как источник права.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Судебники 1497 и 1550 гг.
Структура работы. Структура данной работы состоит из введения, двух глав, включающих по два подпункта, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Нормативный правовой акт как источник права: теоретические аспекты
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта как источника права
В настоящее время в юридической литературе нет единого мнения относительно определения понятия «источника права». Предметом полемики является вопрос о соотношении понятий «формы права» и «источника права». Некоторые учёные считают, что они тождественны. Но в последнее время становится актуальным различать эти два понятия. Форма права – это определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, более узкое самостоятельное явление[1]. А источник права, по мнению профессора А.В.Мицкевича – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве [2].
На наш взгляд, данное разделение понятий вполне целесообразно, так как термин «источник права» более широкий и многозначный, чем «форма права».
В данной исследовательской работе мы будем употреблять понятие источник права как официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права.
К источникам права, как правило, относят правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, естественное право, нормативный договор , религиозные и доктринальные тексты.
К формам права относят правовой обычай, нормативные правовые акты государственных органов и общественных организаций, правовой договор и прецедент.
Среди вышеперечисленных видов источника права наиболее важным и значимым для законодательства Российской Федерации является нормативный правовой акт.
Существует множество точек зрения по поводу понятия нормативного правового акта. Некоторые учёные, пытаясь сформулировать определение нормативного правового акта, опираются на определение С.С. Алексеева, которое звучит следующим образом: «Нормативный правовой акт –это официальный акт, документ правотворческого компетентного органа, содержащий юридические нормы»[3].
Есть и другое определение нормативного правового акта: «нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений»[4].
В учебнике по теории государства и права Л.А. Морозовой под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими[5].
Как мы видим, данные определения имеют много общего. Например, в каждом выделяется письменное оформление правового акта , а также то, что он издаётся определённым государственным органом и содержит правовые нормы. Но, на наш взгляд, определение Л.А. Морозовой более точное.
Из всех вышеприведённых определений следует, что нормативный правовой акт имеет ряд характерных для него признаков.
Первый признак -это государственный характер нормативно-правового акта. Он состоит в том, что государством назначаются органы и лица, которые издают правовые акты в пределах своей компетенции. Каждый орган вправе решать только те вопросы, которые относятся к его компетенции. Решение иных вопросов считается нарушением. Данный признак существует с момента первого появления правового акта.
Следующим признаком является нормативность – один из важнейших признаков нормативного правового акта. Прежде всего, нормативность выявляет всеобщность содержания и действия акта, который образует порядок отношений, действующий сколько угодно во времени. Без юридического механизма очень сложно верно установить и осуществить функционирование общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности общества. Следует сначала выявить типичное в единичном, что и будет составляет правовую норму. Следовательно, типичность регулируемых отношений придаёт правовому акту нормативный характер. Благодаря нормативности право может выступать мерой, равной масштабам поведения для других лиц.