Введение
Глава. 1. Теоретико-исторические основы функционирования института омбудсмена в России
1.1. Роль и место института омбудсмена в государственно-правовой системе
1.2. Основные этапы развития института омбудсмена в России
1.3. Виды института омбудсмена в России
Глава. 2. Конституционно-правовой статус омбудсмена в Российской Федерации
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.3. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Целью работы является комплексное исследование института омбудсмена в России.
Достижению заявленной цели способствовало решение ряда задач:
- Раскрыть этапы формирования института и конституционно – правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- Определить место данного института в правовой системе российского государства, теоретических и практических форм его установления и реализации;
- Выделить основные виды институтов омбудсмена в России;
- Проанализировать и обобщить деятельность федерального и региональных уполномоченных по правам человека;
- Разработать практические рекомендации, которые были бы направлены на совершенствование российского законодательства в области осуществления своей деятельности Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
- Сформулировать основные предложения, которые помогли бы повысить эффективность деятельности института Уполномоченного по правам человека в России.
Методологическая основа исследования. В работе использованы методы различного оперативного статуса: системный, анализа и синтеза, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный, статистический, социологический, иные.
Эмпирическая основу исследования составляют Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях», федеральные законы: Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», а также иные подзаконные акты. Кроме того, учитывая специфику темы данной работы, обращение к научной литературе, изданной ещё в XX веке имеет принципиально важное значение для раскрытия темы.
Структура исследования. Работа состоит и введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретико-исторические основы функционирования института омбудсмена в России
1.1. Роль и место института омбудсмена в государственно-правовой системе
В российском или международном законодательстве существуют различные понимания сущности института омбудсмена, не говоря уже о различных определениях этого понятия, которых существует огромное количество. Это связано с тем, что объективные и субъективные факторы, определяющие сущность данного института являются неоднозначными и противоречивыми.
Британская Энциклопедия (1972) г. определяет понятие омбудсмена как уполномоченный законодательный орган, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата. Во Всемирной Энциклопедии (1972 г.) ему даётся следующее определение: «Омбудсмен – это независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов власти. После расследования жалобы омбудсмен может отклонить её с обоснованием своих действий. Либо он может искать способы исправления ситуации путём убеждения, предания дела гласности или что редко, рекомендации о привлечении к ответственности».[1]
Международная ассоциация юристов рассматривает омбудсмена как службу, которая предусмотрена конституцией, либо актом законодательной власти. Данная служба возглавляется независимым публичным должностным лицом высокого ранга. В его компетенцию входит осуществление расследования по факту нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, а также необходимость давать рекомендации для предотвращения таких правонарушений.
Юридическая энциклопедия содержит сходное определение: «омбудсмен (от шведского ombudsman) – в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан». Уполномоченный по правам человека или омбудсмен – это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц[2].
Российский энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» кратко определяет омбудсмена «как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц».
Деятельность уполномоченные по правам человека осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», пункт 1 статьи 5 которого гласит: «Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации».[3]
Проанализировав Федеральный конституционный закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и законы субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека» можно сделать вывод, что нет единых принципов деятельности уполномоченных по правам человека. Определение чётко выстроенных принципов деятельности уполномоченного позволило бы повысить эффективность не только его деятельности, но и как следствие деятельность контролируемых им субъектов.