Введение
1 Теоретико-методологические аспекты совершенствования стимулирования труда персонала организации в сфере розничной торговли
1.1 Новые подходы в управлении персоналом организации в сфере розничной торговли
1.2 Влияние рынка труда на функционирование управления персоналом в организации розничной торговли
1.3 Методы оценки системы управления персоналом в организации розничной торговли
1.4 Нормативно-правовое регулирование стимулирования труда персонала
2 Диагностика системы управления персоналом ООО «Агроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Агроторг»
2.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Агроторг»
2.3 Комплексная увязка основных экономических показателей деятельности ООО «Агроторг»
2.4 Анализ локальных нормативных актов, регулирующих систему стимулирования труда персонала ООО «Агроторг»
3 Совершенствование стимулирования труда персонала организации ООО «Агроторг»
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование стимулирования труда персонала ООО «Агроторг»
3.2 Совершенствование локальной нормативной базы ООО «Агроторг»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономики успешная деятельность торгового предприятия зависит от результативности использования трудовых ресурсов, их способностей, квалификации и навыков. Учитывая вышесказанное, перед каждым руководителем торгового предприятия встает вопрос эффективной организации работы каждого работника; подбора и организации систем мотивации и стимулирования. В частности отметим, что эффективная система стимулирования персонала предприятия осуществляет прямое влияние на численность высококвалифицированного персонала; формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе; качество и своевременность выполнения всех работ и задач и т.п.
Основной целью процесса стимулирования является получение максимальной отдачи, знаний, навыков от имеющегося персонала, позволяет повысить общую результативность деятельности предприятия. Вместе с тем, достичь указанного достаточно сложно, ведь требования настоящего выдвигают необходимость применения персонифицированного подхода к управлению персоналом, его мотивацией, развитием.
Проблема создания эффективной системы стимулирования в организации всегда остается актуальной, так как от этой системы зависит не только активизация персонала, но и результаты деятельности торгового предприятия в целом. Все это еще в большей степени повышает актуальность темы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам стимулирования работников освящены в работах: А.П.Егоршина, А.Я.Кибанова, Ю.Г.Одегова, С.Н.Шапиро и др. Однако не уделено внимания стимулированию труда работников предприятий розничной торговли. Актуальность и необходимость исследований по теме обусловлена тем, что без мотивации работника невозможно нормальное развитие предприятия с одной стороны, а с другой – меняющиеся внешние и внутренние условия функционирования требуют использования современных методов стимулирования, должны отвечать особенностям функционирования конкретного хозяйственного объекта.
Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение и анализ современной системы стимулирования персонала торгового предприятия, как фактора повышения результативности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономико-правовые основы регулирования стимулирования труда в организации розничной торговли;
- провести анализ системы стимулирования труда персонала предприятия розничной торговли;
- разработать мероприятия по совершенствованию стимулирования труда работников предприятия розничной торговли.
Объектом исследования является деятельность розничного предприятия торговли ООО «Агроторг»(магазин «Пятерочка») по стимулированию труда персонала.
Предметом исследования является организационные и социально-экономические отношения, складывающиеся при осуществлении стимулирования труда работников предприятия розничной торговли.
Теоретической и методологической основой работы послужили положения и выводы, сформулированные в трудах ученых в области организации стимулирования персонала. Методика исследования основана на использовании дидактической логики и системного подхода. В зависимости от конкретных задач исследования в работе использовались методы: анализа и синтеза, логический методы, метод сравнительного анализа.
Информационную базу исследования составляют отчетные кадровые данные, по оплате и стимулированию труда работников ООО «Агроторг».
Структура работы.Работасостоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
1 Теоретико-методологические аспекты совершенствования стимулирования труда персонала организации в сфере розничной торговли
1.1 Новые подходы в управлении персоналом организации в сфере розничной торговли
Направленность экономической деятельности торговых предприятий на доведение товаров из сферы производства в сферу потребления, предоставление услуг как производителям, так и потребителям, удовлетворение потребностей широкого круга различных потребителей (в первую очередь в розничной торговле) определяет приоритеты в значимостиотдельных ресурсов, самым важным ресурсом организации розничной торговли является ее персонал, поскольку именно от качества труда зависит ее успех.
Рассмотрим трактовку термина «управление персоналом торгового предприятия» в научной литературе в таблице 1.
Таблица 1 – Обобщение трактовок управления персоналом торгового предприятия[1]
Автор
|
Трактовка определения
|
Н. Маусов
|
это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности торгового предприятия
|
И.Н. Герчикова
|
это обеспечение организации торговли необходимым числом работников, выполняющих необходимые функции. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации.
|
А.Я. Кибанов,
Д.К. Захаров
|
комплекс управленческих (организационных, экономических, правовых) мероприятий, обеспечивающих соответствие количественных и качественных характеристик персонала и направленности его трудового поведенияцелям и задачам организации торговли
|
Р. Марр,
В. Вебер
|
сфера деятельности, характерная для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала
|
Дж.М. Иванцевич,
А.А. Лобанов
|
деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей
|
Таким образом, управление персоналом организации торговли - это деятельность, которая учитывает потребности, возможности, знания, умения и стаж работы, с целью эффективного использования потенциалаперсонала и обеспечивает планомерное и организационное воздействие с помощью организационных, экономических и социальных мероприятий, что позволитповысить показатели производительноститруда и уровня конкурентоспособности предприятия торговли.
Система управления персоналом организации розничной торговли представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема системы управления персоналом [20, с. 63]
Планирование и анализ –разработка кадровой политики, стратегическое управление персоналом, кадровое планирование и анализ его потенциала, анализ рынка труда.
Рекрутинг и наем работников – подбор персонала, проведение собеседований, тестирования и анкетирования, определяющий интеллектуальный уровень, уровень профессионализма и коммуникативности.
Оценка персонала – определяется уровень знаний, навыков и ответственности личности; оценивается результат проделанной работы.
Проведение обучения и повышения уровня квалификации –обучение персонала, переподготовка и повышениеквалификации, введение в должность, реализация карьерысотрудников и профессиональный рост.
Мотивация – создание путей материальной и нематериальной мотивации персонала, системы оплаты труда.
Учет сотрудников – учет наемных работников, контроль за их перемещением, расчет вознаграждений и взысканий сотрудников, увольнение персонала, менеджмент занятости персонала.
Организация отношений трудового коллектива – оценка выполненных функциональных обязанностей персонала, урегулирования межличностных и групповых отношений,разрешения конфликтов, управления стрессом, созданиекорпоративной культуры.
Обеспечение нормальных условий труда – создание безопасных условий труда для работников.
Социальное обеспечение – обеспечение работников питанием, отдыхом и мероприятиями культурного оздоровления, медицинское обслуживание, социальное страхование персонала.
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом – решение вопросов трудовых отношений в области права, подготовка документации, обеспечение необходимой информации подразделений управления персоналом[18, с. 67].
Таким образом, задача современного менеджера состоит в максимально эффективном использовании возможностей работников. Достижение данной цели невозможно без стимулирования.
Термин «стимулирование» изначально произошел от лат. «stimulus» – «острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола, запряженного в повозку», то есть, термин обозначает какую-либо сильную побудительную причину.
Рассмотрим трактовку термина «стимулирование» в научной литературе в таблице 2.
На основании изученных определений можно сделать вывод, что стимулирование персонала организации выражается в видесистемных мер со стороны руководства побуждения к действию, в результате которых активность и качество трудовых усилий сотрудников повышается.
Таблица 2 – Понятия термина «стимулирование» в научной литературе[2]
Автор
|
Определение
|
А.В. Разумов
|
Стимул характеризуется как воздействие на работника со стороны с целью побуждения его к деятельности
|
А.Я. Кибанов
|
Стимулирование – побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей
|
С.А. Шапиро
|
Стимулированиетруда – это комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности трудовой деятельности персонала
|
Н.А. Волгин
|
Стимулирование– это побуждение к действию, причина которого интерес (материальный, моральный, личный, коллективный, общественный) как форма реализации потребностей
|
Стимулирование труда содержит в себе несколько функций:
- Экономическая функция. Её роль состоит в том, что она способна увеличить производительность труда, повысить качество продукта, сэкономить определенные виды ресурсов, сформировать большой объем прибыли.
- Нравственная функция обусловливается тем, что стимулирование развивает у сотрудника социальную активность, самодисциплину, нравственный социальный климат в коллективе.
- Социальная функция реализуется посредством материального стимулирования. Если доход населения растет, то развивается социальная структура общества, тем самым изменяет социальный статус сотрудника.
- Социально-психологическая функция. Стимулирование, которое оказывает влияние на развитие внутреннего мира сотрудников:взаимоотношения работника к труду, ценностных ориентаций, способствует удовлетворить потребности[17, с. 23].