Введение
- Понятие «беженец» в международно-правовой доктрине.
1.1. Регламентация понятия «беженец»
1.2. Международно-правовые документы, регулирующие правовой статус беженцев
- Правовой статус беженца в соответствии с международным правом.
2.1. Основания предоставления статуса беженца. Права и обязанности беженцев
2.2. Порядок прекращения правового статуса беженца
Заключение
Список использованной литературы
2015-й стал годом самого крупного вынужденного перемещения населения после Второй мировой войны: резко выросло число беженцев, просителей убежища и внутренне перемещенных лиц в различных регионах - от Африки до Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Количество заявлений о предоставлении убежища в период между 2014 годом и первой половиной 2015-го выросло с 558 тыс. до почти 1 млн. В 2015 году Германия вышла на первое место в мире по числу ходатайств о предоставлении убежища - около 442 тыс. заявлений. В общей сложности к концу прошлого года в Евросоюзе таких просьб поступило более 1,2 млн., что примерно вдвое больше данных 2014 года (563 тыс.). Рост произошел прежде всего за счет сирийцев, иракцев и афганцев. Каждая третья просьба касалась несовершеннолетних - это на 11% больше по сравнению с 2014 годом. Основную часть сирийских беженцев принимают у себя соседние с Сирией страны, в частности Турция (2,2 млн.), Ливан (1,2 млн.) и Иордания (почти 630 тыс.).
Что же касается правового статуса беженцев, т.е. их прав и обязанностей, то они повсеместно нарушаются не только государствами, не подписавшими основные международные соглашения по беженцам, но и государствами, участвующими в них. Наблюдается ситуация, при которой существует значительное различие между правовым статусом беженцев, зафиксированным в международных договорах, и их фактическим правовым статусом.
Острота и зачастую нерешенность многих вопросов, все возрастающее количество беженцев, появление новых категорий вынужденных мигрантов, ставят основной вопрос, который необходимо решить - обеспечение положения беженцев в соответствии с международным правом. Все это говорит о том, что данная тема является актуальной для более подробного рассмотрения.
Целью данной работы является изучение международно-правового статуса беженцев. В соответствии с вышеуказанной целью в данной работе поставлены следующие задачи:
- определить регламентацию понятия «беженец»;
- изучить международное регулирование правового статуса беженцев;
- рассмотреть основания предоставления статуса беженца, права и обязанности последнего;
- проанализировать порядок прекращения правового статуса беженца.
Объектом работы является глобальная система взаимоотношений субъектов международного права, осуществляющих сотрудничество друг с другом по оказанию помощи такой категории населения, как беженцы.
- Понятие «беженец» в международно-правовой доктрине
1.1. Регламентация понятия «беженец»
Современное определение понятия «беженец» сформулировано в рамках международной и национальных систем права. Оно неоднократно подвергалось трансформации под влиянием новых тенденций в миграционных процессах и причин, порождающих потоки беженцев.
В рамках Лиги Наций в 1926—1938 гг. были приняты различные специальные соглашения и конвенции, касающиеся статуса беженцев.
Первые определения понятия «беженец» представляли собой достаточно простую систему критериев, позволяющую четко отделить беженцев от лиц, которые покидали страну происхождения исключительно по личным причинам. Использовался групповой или категорийный подход, при котором соответствующая национальность (русский, армянин, еврей и т. п.) и отсутствие защиты со стороны правительства государства происхождения были достаточными условиями для признания лица беженцем. Это разделение на категории было простым в толковании и позволяло легко установить, кто является беженцем. Следует отметить, что хотя не во всех соглашениях, принятых в рамках Лиги Наций, требовалось пребывание индивида за пределами страны происхождения, это условие подразумевалось. Целью соглашений была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. (Исключением являлась деятельность Межправительственного комитета по делам беженцев, созданного в 1938 г., в сферу которого попадали также те лица, которым еще предстояло эмигрировать).
Особенностью упомянутых определений является отсутствие указания на причины, по которым индивид вынужден покинуть страну своего происхождения. Такие причины, безусловно, существовали. К ним прежде всего можно отнести последствия Первой мировой войны, изменение политического строя в России и, как следствие, реакцию определенных кругов на это событие, а также религиозные противоречия в некоторых странах Азии. Несомненно, что поведение государств порождало критические ситуации, следствием которых стали потоки беженцев. Таким образом, проблема беженцев неизбежно приобрела политическое содержание, так как судьба беженцев зависит от отношения к ним государства.
Попытки внести в юридическое определение «беженец» политический аспект дважды предпринимались в период времени с 1921 по 1939 г. В 1936 г. Институт международного права в своей резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев» указал в качестве оснований, по которым беженец покинул страну, внезапно возникшие политические события на территории его гражданской принадлежности. В 1938 г. в резолюции о полномочиях упомянутого выше Межправительственного комитета по делам беженцев в качестве таковых признавались лица, которые вынужденно покинули страну своего происхождения по причине своих политических убеждений, вероисповедания и расового происхождения. Упомянутые резолюции не имели статуса юридически обязывающих документов, но их вклад в формирование международно-правового определения беженца несомненен.
Анализ соглашений, принятых в рамках Лиги Наций, позволяет определить тенденции, которые, в конечном счете, стали основой ныне действующих определений. Одной из таких тенденций явилось постепенное сужение понятия «беженец» в рамках конкретных юридических критериев. Подобные критерии восполняли пробелы в понятии «беженец», закрепленном в предшествующих соглашениях, связанные с отсутствием указания на причины, побудившие лицо покинуть страну своего гражданства или постоянного места проживания. Такая практика нашла отражение в документах, принятых после Второй мировой войны, — Уставе Международной организации по делам беженцев (1946 г.), Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (1950 г.) и положениях Конвенции о статусе беженцев 1951 г.