Введение
Глава 1. Понятие взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества
Глава 2. Содержание взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества
Глава 3. Формы взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества
Выводы
Литература
Конституционная плоскость взаимодействия публичной власти и гражданского общества определила траекторию решения практических задач, связанных с усилением роли последнего в публично-правовых процессах и его влияния на положение дел в стране. Вовлечение общественности в публичное управление стало одним из стратегических направлений внутренней государственной политики, что в первую очередь выразилось в регламентации разнообразных форм конституционно-правового взаимодействия публичной власти и гражданского общества. Учет общественного мнения в процессе принятия управленческих решений представляется естественным и неотъемлемым условием легитимации власти, существование которой в условиях примата конституционно провозглашенных демократических ценностей вне доверия и поддержки со стороны населения практически не возможно.
Глава 1. Понятие взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества
Теоретическое осмысление основных направлений взаимодействия публичной власти и институтов гражданского общества требует выработки особого категориального аппарата, который будет способствовать более тщательному анализу институциональных и организационно-правовых условий развития их взаимоотношений.
В первую очередь необходимо выяснить содержание понятия «конституционно-правовое взаимодействие», которое достаточно часто используется в юридической литературе, однако на сегодняшний день не выработано комплексного подхода не только к определению его сущности, но и в целом весьма редко затрагивалась проблематика возможности его существования и использования в структуре конституционно-правовой терминологии.
Вместе с тем, опыт теоретико-методологического конструирования общественных наук, в частности философии и социологии, демонстрирует рационалистический подход в описании общественной жизни и социальных процессов с точки зрения именно взаимодействия, которое, согласно общепринятой философской точке зрения, представляет собой процесс взаимного влияния тел друг на друга, связь и отношение между материальными объектами и явлениями. Оно определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее объединение наряду с другими телами в систему большего порядка, свойства всех тел, процессов и явлений. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать[1].
По мнению О.А. Врублевской, методологический эффект взаимодействия характеризуется в первую очередь его объективным характером, а именно: чем полнее оно исследуется и учитывается субъектом, тем успешней познавательная и практическая деятельность последнего[2]. В данном контексте, следует учитывать широкий гносеологический потенциал рассмотрения событий и явлений через призму взаимодействия, так как взаимное изменение связываемых им состояний в форме качественных преобразований или смены состояний, развития объектов и т. п., позволяют более целостно описать суть общественных отношений. По мнению Г.В. Мальцева, в социологии изучению механизмов социального действия придается первостепенное значение, а потому человек сможет более успешно воздействовать на подконтрольную ему общественную среду, если с помощью научно-аналитических приемов он овладеет социологическими законами поведения социальных систем, в частности систем социального действия[3].
В рамках социологии выработано большое количество подходов, концептуально описывающих феномен социального взаимодействия. Большой вклад в развитие данной теории осуществил М. Вебер, который достаточно детально описал содержание системы социальных действий, составляющих фундамент социального взаимодействия. По его мнению, социальное действие не имеет временных границ своей направленности и всегда затрагивает личностное (субъективное) начало, осмысленно ориентировано на поведение других людей. Основания ориентации социального действия могут быть различны, включая поставленные субъектом собственные цели, ценности, аффективные и эмоциональные состояния и даже силу укоренившейся привычки9. Развивая воззрения М. Вебера, в своих трудах Т. Парсонс конструирует совершенно новый подход к рассмотрению социального взаимодействия как социальной системы, представляющей, по его мнению, ядро систем человеческого действия. Он отмечает, что действие включает в себя следующие элементы: актора; цель, на которую ориентировано выполняемое действие; ситуацию, направление развития которой в одном или нескольких отношениях кардинально отличается от того положения вещей, на которое ориентировано действие, т.е. от цели; определенный способ взаимоотношений всех элементов друг с другом или «нормативную ориентацию» действия[4] [5]. Действие множества акторов, по Парсонсу, в общей ситуации есть процесс взаимодействия и как таковое формирует социальную систему. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различных формах и вариантах обеспечивает зарождение личности и социальной системы. Оно делает возможным развитие культуры на человеческом уровне и придает культуре ее значимость в детерминации действия[6].