Введение
Глава 1. Особенности коммуникативных процессов под воздействием
IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса
1.1. Информационная экономика как результат IV-й промышленной революции.5
1.2. Коммуникативные процессы в условиях информационной экономики и отношение к ним
1.3. Информатизация, как механизм трансформации коммуникативного процесса
1.4. Последствия трансформации коммуникативных процессов в результате
IV-й промышленной революции
Глава 2. Влияние IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса
на коммуникативный процесс в образовательной среде
2.1. Составляющие коммуникативного процесса, сформированные под влиянием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в сфере образования
2.2. Специфические особенности и формы коммуникативного процесса
при организации дистанционной образовательной среды
2.3. Дистанционна образовательная среда как новый тип коммуникативного процесса
2.4. Проблемы коммуникативного процесса в образовательной среде
Заключение
Список использованных источников и литературы
Цель работы – провести анализ трансформаций теории коммуникации под воздействием IV промышленной революции и пандемии коронавируса.
Как известно, теории коммуникации характеризуют коммуникативный процесс, как: а) обработку и передачу информации; б) формирование отношений между людьми; в) коммуникацию как взаимодействие через систему знаков; г) практическое искусство дискурса; д) производство и воспроизведение общественного порядка; е) способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом.
IV-й промышленная революция, как феномен современного социума, неразрывно свзяана со всеми сторонами общественной жизни и происходящими в них эволюционными изменениями, в том числе и в теории коммуникации.
Исходя из этого и понимая очевидность, что в формате одной курсовой работы затруднительно дать характеристики коммуникативного процесса во всех указанных направлениях, объектом исследования выбрано влияние IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса на коммуникативный процесс в образовательной среде. Данный объект исследования выбран еще и потому, что коммуникативный процесс под воздействием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в свере образования имеет наиболее, на наш вгзгляд, осязаемые очертания.
Предмет исследования – трансформации коммуникативного процесса под воздействием IV промышленной революции и пандемии коронавируса.
Задачи работы:
- Охарактеризовать информационную экономику как результат IV-й промышленной революции.
- Описать коммуникативные процессы в условиях информационной экономики и отношение к ним.
- Дать характеристику информатизации, как механизма трансформации коммуникативного процесса.
- Выявить последствия трансформации коммуникативных процессов в результате IV-й промышленной революции.
- Определить составляющие коммуникативного процесса, сформированные под влиянием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в сфере образования.
- Дать характеристику специфическим особенностям и формам коммуникативного процесса при организации дистанционной образовательной среды.
- Охарактеризовать дистанционную образовательную среду, как новый тип коммуникативного процесса.
- Выявить проблемы коммуникативного процесса в образовательной среде.
Методы исследования – теоретический анализ, метод моделирования, системный подход, сравнение, социологический метод.
Глава 1. Особенности коммуникативных процессов под воздействием
IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса
1.1. Информационная экономика как результат IV-й промышленной революции
Чтобы понять смысл какого-либо понятия или явления, нужно иметь что-то подобное, чтобы обнаружить отличия, выявить особенность искомого понятия. Относительно IV-й промышленной революции, такими схожими по значению определениями выступают цифровизация экономических отношений, цифровая трансформация, экономика 4.0, индустрия 5.0[1] и др. На данный момент не существует единой концепции, которая могла бы охарактеризовать IV-й промышленную революцию должным образом. Многие ученые обращаются к этому вопросу, и каждый внес значительный вклад в раскрытие сущности данного феномена, соотнося данное понятие с информационной экономикой.
Так, например, М.А. Никитенкова[2] считает, что информационная экономика - это ступень в развитии производительных сил, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных и коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Существуют еще десятки разнородных определений информационной экономики. Анализ литературы показывает, что информационная экономика – это термин, который обозначает два понятия. С одной стороны, информационная экономика представляет собой современную стадию развития общества, для которой характерно преобладание информационных продуктов и творческого труда. С другой, информационная экономика является экономической теорией информационного общества.
Как указывает А.Г. Чернышов[3], информационная экономика требует качественно новой структуры производства, адекватной потребностям инновационного развития.
В данной связи исследователи выделяют такие стадии развития информационной экономики: 1-я, когда информационные технологии постепенно проникают в производственные процессы; 2-я, когда осуществляется массовое внедрение информационных технологий и распространение систем стандартизации; на 3-й стадии повышается производительность в областях производства информационных продуктов и информации по отношению к другим отраслям; 4-й стадии свойственен постепенный переход к преимущественному производству информации и знаний.
К предмету исследования экономики информационного характера относятся: экономические отношения, складывающиеся при производственных процессах, процессах обмена, распределения и потребления информации научно-технической направленности; экономические сферы производств и применения информации научно-технической направленности, в независимости от принадлежности данных процессов к тому или иному сектору экономики.
В последнее десятилетие все чаще информационную экономику называют цифровой экономикой, т.е. в различных источниках данные понятия представлены, как синонимы.
В общей сложности существует не менее двух-трех десятков трактовок цифровой экономики[4]. Проанализировав имеющиеся дефиниции термина «цифровая экономика», можно сделать вывод, что данный термин чрезмерно упрощен и не в полной мере описывает особенности экономической структуры и специфику экономических отношений
[1] Модернизация производства в стиле Индустрия 5.0 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.plm.pw/2015/12/Industry-5-0.html
[2] Никитенкова, М.А. Информационная структура США: государство и рынок / РАН. Ин-т США и Канады / М.А. Никитенкова. - М.: Academia, 2009. - 304 с.
[3] Чернышов, А.Г. Стратегия и философия цифровизации / А.Г. Чернышов // Власть, 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 13-20.
[4] Купчишина, Е.В. Эволюция концепций цифровой экономики как феномена неоэкономики / Е.В. Купчишина // Государственное управление. Электронный вестник , 2018. - № 68. - С. 426-444; Бухт, Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестник международных организаций, 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 143-172; Головенчик, Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика» / Г. Головенчик // Наука и инновации, 2019. - № 2. - С. 40-45.