Введение
Глава 1. Особенности коммуникативных процессов в современных условиях
1.1. Информационная экономика как результат IV-й промышленной революции
1.2. Коммуникативные процессы в условиях информационной экономики и отношение к ним
1.3. Последствия трансформации коммуникативных процессов в результате
IV-й промышленной революции
Глава 2. Влияние IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса
на коммуникативный процесс в образовательной среде
2.1. Составляющие коммуникативного процесса сформированные под влиянием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в сфере образования
2.2. Специфические особенности и формы коммуникативного процесса
при организации дистанционной образовательной среды
2.3. Дистанционная образовательная среда как новый тип коммуникативного процесса
2.4. Проблемы коммуникативного процесса в образовательной среде
Заключение
Список использованных источников и литературы
Цель работы – провести анализ трансформаций теории коммуникации под воздействием IV промышленной революции и пандемии коронавируса.
Как известно, теории коммуникации характеризуют коммуникативный процесс, как: а) обработку и передачу информации; б) формирование отношений между людьми; в) коммуникацию как взаимодействие через систему знаков; г) практическое искусство дискурса; д) производство и воспроизведение общественного порядка; е) способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом.
IV-й промышленная революция, как феномен современного социума, неразрывно связана со всеми сторонами общественной жизни и происходящими в них эволюционными изменениями, в том числе и в теории коммуникации.
Исходя из этого и понимая очевидность, что в формате одной курсовой работы затруднительно дать характеристики коммуникативного процесса во всех указанных направлениях, объектом исследования выбрано влияние IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса на коммуникативный процесс в образовательной среде. Данный объект исследования выбран еще и потому, что коммуникативный процесс под воздействием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в сфере образования имеет наиболее, на мой вгзгляд, осязаемые очертания.
Предмет исследования – трансформации коммуникативного процесса под воздействием IV промышленной революции и пандемии коронавируса.
Задачи работы:
- Охарактеризовать информационную экономику как результат IV-й промышленной революции.
- Описать коммуникативные процессы в условиях информационной экономики и отношение к ним.
- Дать характеристику информатизации, как механизма трансформации коммуникативного процесса.
- Выявить последствия трансформации коммуникативных процессов в результате IV-й промышленной революции.
- Определить составляющие коммуникативного процесса, сформированные под влиянием IV-й промышленной революции и пандемии коронавируса в сфере образования.
- Дать характеристику специфическим особенностям и формам коммуникативного процесса при организации дистанционной образовательной среды.
- Охарактеризовать дистанционную образовательную среду, как новый тип коммуникативного процесса.
- Выявить проблемы коммуникативного процесса в образовательной среде.
Методы исследования – теоретический анализ, метод моделирования, системный подход, сравнение, социологический метод.
Глава 1. Особенности коммуникативных процессов в современных условиях
1.1. Информационная экономика как результат IV-й промышленной революции
Чтобы понять смысл какого-либо понятия или явления, нужно иметь что-то подобное, чтобы обнаружить отличия, выявить особенность искомого понятия. Относительно IV-й промышленной революции, такими схожими по значению определениями выступают цифровизация экономических отношений, цифровая трансформация, экономика 4.0, индустрия 5.0[1] и др. На данный момент не существует единой концепции, которая могла бы охарактеризовать IV-й промышленную революцию должным образом. Многие ученые обращаются к этому вопросу, и каждый внес значительный вклад в раскрытие сущности данного феномена, соотнося данное понятие с информационной экономикой.
К примеру, М.А. Никитенкова[2] утверждает, что информационная экономика представляет собой очередной этап развития производительных сил, при котором значение знаний и информации в жизнедеятельности социума возрастает. Кроме того, активно развиваются коммуникационные и информационные технологии, информационные продукты и услуги в ВВП. Также в процессе развития информационной экономики формируется единое информационное пространство, способствующее продуктивному информационному взаимодействию людей, делающее доступными всемирные информационные ресурсы и удовлетворяющее социальные и индивидуальные потребности людей в услугах и продуктах информационной сферы.
Можно привести енсколько десятков разноплановых дефиниций понятия «информационная экономика». Изучив научные источники, мы можем сделать вывод, что информационная экономика представляет собой понятие, использующееся для обозначения двух явлений. Так, с одной стороны, под информационной экономикой следует понимать текущий этап общественного развития, на котором доминируют творческий труд и информационные продукты. С другой же стороны, информационная экономика представляет собой экономическую теорию информационного сообщества.
Как указывает А.Г. Чернышов[3], информационная экономика требует качественно новой структуры производства, адекватной потребностям инновационного развития.
На этом основании ученые выделяют несколько этапов становления информационной экономики. Первый этап – это период внедрения информационных технологий в процессы производства. Второй этап – это период массового применения информационных технологий, а также распространения систем стандартизации. На третьем этапе увеличивается производительность в сферах производства информационной продукции и непосредственно информации по отношению к остальным сферам. Четвертый этап – это период постепенного перехода к преобладающему производству знаний и информации.
В последнее десятилетие все чаще информационную экономику называют цифровой экономикой, т.е. в различных источниках данные понятия представлены, как синонимы.
В общей сложности существует не менее двух-трех десятков трактовок цифровой экономики[4]. Проанализировав имеющиеся дефиниции термина «цифровая экономика», можно сделать вывод, что данный термин чрезмерно упрощен и не в полной мере описывает особенности экономической структуры и специфику экономических отношений. В этом термине отсутствуют общественный и многие другие значимые факторы, при этом акцент делается на каком-либо одном факторе или стадии становления существующей экономической системы
[1] Модернизация производства в стиле Индустрия 5.0 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.plm.pw/2015/12/Industry-5-0.html
[2] Никитенкова, М.А. Информационная структура США: государство и рынок / РАН. Ин-т США и Канады / М.А. Никитенкова. - М.: Academia, 2009. - 304 с.
[3] Чернышов, А.Г. Стратегия и философия цифровизации / А.Г. Чернышов // Власть, 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 13-20.
[4] Купчишина, Е.В. Эволюция концепций цифровой экономики как феномена неоэкономики / Е.В. Купчишина // Государственное управление. Электронный вестник , 2018. - № 68. - С. 426-444; Бухт, Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестник международных организаций, 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 143-172; Головенчик, Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика» / Г. Головенчик // Наука и инновации, 2019. - № 2. - С. 40-45.