Глава 2. Анализ экстремального туризма Полярного Урала на примере туристических фирм
2.1 Географические возможности развития экстремального туризма на Полярном Урале
Полярный и приполярный Урал - один из самых привлекательных туристских районов. Приполярный Урал - один из трудных и малонаселенных районов нашей Родины. Предлагаемые маршруты - сложные, и доступны они лишь опытным, хорошо подготовленным группам, численностью не менее 4 человек летом и 6 человек зимой. Группами в 2-3 человека, а тем более в одиночку по Приполярному Уралу путешествовать опасно.
Сведения о расположении баз геологических экспедиций, о дорогах и транспорте приведены по состоянию на 1 января 2003 г. Поскольку одни базы со временем могут быть закрыты, а другие построены в новых местах, данные о них нужно каждый раз проверять при разработке маршрута.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА.
Приполярный Урал - один из наиболее красивых и богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на севере (65o40 o с.ш.) до горы Тельпосиз на юге (640 с.ш.).Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. Основные богатства края - горный хрусталь (пьезокварц), каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Сибирской низменности в последние годы обнаружены богатейшие месторождения нефти и горючих газов. Оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах, леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. На Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. На Приполярном Урале развито рыболовство.
К настоящему времени на территории края действуют гидрометеорологические станции и посты на равнинах, в предгорьях и горах, дающие сведения о климате, погоде, водоносности и режиме рек. Важное значение для развития Приполярного Урала имело строительство новой железнодорожной магистрали от Котласа до Воркуты и через Полярный Урал к поселку Лабытнанги на Оби. Вдоль железной дороги, а также по берегам Печоры, Усы, Северной Сосьвы и некоторых их притоков выросли новые благоустроенные города и поселки. Однако горная область Приполярного Урала и примыкающие к ней равнинные пространства до настоящего времени не имеют постоянных селений. В горах можно встретить лишь базы геологов и летом чумы оленеводов.
Туристы стали осваивать Приполярный Урал лишь в начале 50-х годов. Красивая, малоисследованная суровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге дичи, зверя, грибов и ягод влечет в этот глухой край многих путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходе по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также развитая сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пешеходные, водно-пешеходные и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов. Маршруты эти могут быть любой категории сложности. При их прохождении туристы приобретут закалку и опыт проведения походов по горно-таежным малонаселенным районам.
ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА.
Горные экосистемы представляют собой уникальное сочетание ландшафтов разного типа: природные зоны, которые на равнинах протянулись на сотни и тысячи километров здесь занимают всего несколько сотен метров. Это дает уникальные возможности для организации самых разнообразных рекреационных занятий на очень ограниченной территории. Однако развитие горнолыжного спорта требует создание технических систем и инженерных сооружений - канатные дороги, автотрассы, предприятия рекреационной инфраструктуры, что плохо отражается на горных экосистемах. При построении маршрута необходимо учитывать, что с увеличением высоты должен увеличиваться и уровень самообслуживания туристов.
Приполярный Урал - наиболее возвышенная и широкая часть древних Уральских гор. Отдельные вершины хребтов поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65o с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный
Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Ляпинской депрессии Западно-Сибирской низменности. Во внутренней части излучины расположены возвышенности среднегорной зоны (500-1000 м) и восточной увалистой полосы (150-350 м), покрытые густыми хвойными лесами и прорезанные глубокими долинами быстрых рек, впадающих в Ляпин (Хулгу).
КЛИМАТ.
Климат Приполярного Урала резко континентальный, суровый, с длинной морозной зимой и коротким прохладным летом. Суровость климата обусловлена главным образом северным географическим положением края и значительной высотой хребтов. Существенное влияние оказывает также меридиональное расположение хребтов поперек к господствующему направлению основных влагоносных ветров, что обусловливает различие в климатических условиях европейского и азиатского склонов Урала, особенно в распределении атмосферных осадков.
Зима с отрицательными среднесуточными температурами и снежным покровом длится в среднем около 7 месяцев на прилегающих к Приполярному Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье (свыше 1000 м).
Дождливая, холодная осень - короткая. Обычно уже в середине сентября высокие хребты покрываются снегом, и только в июне в горах начинает сходить снег. На равнинах устойчивый снежный покров устанавливается к середине октября; при ранней зиме снег ложится недели на две раньше, а при затянувшейся осени зима наступает в середине ноября. Весной устойчивый снежный покров на равнинах западного склона оканчивается в середине мая, а на равнинах восточного склона - в конце апреля. При ранней или поздней весне время окончания устойчивого снежного покрова сдвигается на 2-3 недели в ту или иную сторону.
Весна на Приполярном Урале, особенно на западном склоне, затяжная, с частыми возвратами холодов, нередко сопровождающихся снегопадами. При разработках лыжных походов с пересечением Приполярного Урала учтено, что весна на восточном склоне наступает недели на две раньше, чем на западном; поэтому, если группа отправляется в конце марта - начале апреля, маршрут надо начинать на восточном склоне и заканчивать на западном, а не наоборот, чтобы не попасть в распутицу.
Приполярный Урал - самый богатый осадками район Урала. Особенно много их выпадает в возвышенных районах западного склона-верховьях Вангыра, Манараги, Торговой, Большого и Малого Патока, где годовое количество осадков достигает 1500 мм. Восточный склон Приполярного Урала более сухой (от 500 мм на равнине до 800 мм в год в особенно высоких районах гор). Больше всего осадков в летние месяцы - с июня по август (40-50%), причем июль - исключительно влажный (до 20%). Сравнительно обильны осадки также в сентябре, октябре и мае (25-30%). Зимой выпадает около 30-40% осадков, а в возвышенных районах гор с очень суровым климатом - до 50% и более.
2.2 Обзор туристических возможностей Полярного Урала
Южная часть Полярного Урала - наиболее привлекательная в туристском отношении и наиболее посещаемая туристами-экстремальщиками.
Южнее долины р. Собь более чем на 200 км протянулась узкой полосой (до 25--30 км) южная часть Полярного Урала. Поперечными долинами Уральский хребет разделён на отдельные массивы. На них будем ориентироваться в нашем обзоре этого перспективного для лыжников района. В южной части Полярного Урала представлены как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Глубина долин достигает 600--800 м. Здесь, по сравнению с северной частью Полярного Урала, перевалы расположены на значительно большей высоте (400--1000 м над уровнем моря) и подъём на них более крут и высок.
Первые посещения туристами южной части Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов (по-местному, "проходов") и движением по долинам в сторону ж.-д. станций Полярный Урал или Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть района туристы начали активно осваивать горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самого Пайера и восхождения на в. Скальная. К концу 80-х годов стали популярны маршруты в районе массива Райиз и "походы на Пайер".
Лучше всего отправляться в лыжный поход по южной части Полярного Урала в апреле: в течение него пурга бывает обычно всего 3--5 раз (в феврале -- 10--12), непогода редко продолжается более суток. Ниже привожу описание района от ж.-д. ветки Сейда - Лабытнанги до Карового массива, составленное на основании отчетов из МГЦТК и ЛКТ. Все названия даны по карте масштаба 1:200000, понятия "правый" и "левый" употребляются в орографическом смысле, из многочисленных вариантов названий перевалов и вершин выбраны наиболее часто употребляемые.
Массив Райиз.
Под ним подразумевается обширная горная территория, ограниченная с запада реками Макар-Рузь и Собь, с севера и востока - железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга - реками Енгаю и Покойник-Шор. Высота центральной части массива достигает 1130 м. В Райизе к настоящему времени лыжниками пройдено более 10 перевалов сложностью от н/к до 2А. К достопримечательностям стоит отнести каньон истока ручья Сев. Нырдвоменшор, где зимой образуется каскад ледопадов, при их прохождении может понадобиться альпинистское снаряжение.
Массив Пайер.
Высшая точка Полярного Урала - интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины: Западную (или Южную, 1330 м), Восточную (1217) и собственно Пайер (1472). Гора Пайер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной на фоне плоских и в общем-то невыразительных окружающих хребтов.
К юго-востоку от вершины начинается 20-километровый хребет, разделяющий долины рек Лекхойла и Левая Пайера. Здесь пройдено три перевала: Лекхойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход (1Б, 835). На юге хребет резко понижается к р. Бурхойла. Достопримечательность Левой Пайеры - высокий скальный ригель, перегораживающий долину в 2 км ниже истока. Весной с уступа низвергается грандиозный ледопад высотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта долины по снежным кулуарам. Сам Пайер обходится через перевалы Северный (1Б, 1000; соединяет долины рек Харута и Харуташор), Западно-Пайерский (1Б, 1000; между долиной Левой Пайеры и оз. Кечпельты) и Восточно-Пайерский (1Б, 940; от истока р. Харуташор в долину р. Лекхойла). Все они имеют достаточно крутые склоны, при их преодолении необходимы "кошки".
Оценка работы турфирм, организующих экстремальные путешествия.
Предлагаемые маршруты расположены на территории Полярного и Приполярного Урала. На его территории находятся памятники археологии, архитектуры, истории, культуры, имеются уникальные природные зоны. Здесь расположено множество самых красивых и больших озер Ямало-Ненецкого автономного округа, берега которых хранят следы древних поселений, - все это привлекает гостей из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в районе в течение длительного времени туристских организаций привело к развитию неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют окружной бюджет. В округе есть возможности для организации культурного, гостевого, водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и других видов туризма. В связи с этим администрация Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение создать в окружном центре – городе Салехард - муниципальное предприятие - туристское партнерское агентство "Гостевой дом", целью которого станет:
- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;
- развитие экстремального туризма в регионе;
- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;
- формирование партнерских отношений между местными сообществами и жителями в создании условий для приема туристов;
- создание новых рабочих мест.
С момента создания Агентства уже проделана следующая работа:
- разработана "Программа развития туризма в регионе";
- созданы инициативные группы по разработке туристских маршрутов;
- приобретено и отремонтировано здание Агентства;
- начата работа по созданию рекламной продукции о культурной и экономической жизни региона (по заказу окружной администрации телекомпанией "Ямал" снят 15 минутный фильм "Ямал – на рубеже тысячелетий");
- приняты первые группы иностранных туристов из Канады, Дании, Швеции и Финляндии, Норвегии, которым были предоставлены следующие услуги: посещение стойбищ хантов-оленеводов, знакомство с жизнью и укладом хантыйской семьи, дегустация блюд национальной кухни, участие в народных праздниках, знакомство с работами мастеров - умельцев и приобретение изделий ручного труда.
Агентство продолжает работу по поиску новых партнеров, развитию информационной деятельности как одного из приоритетных направлений, но отсутствующая материально - техническая база не позволяет оперативно решать поставленные задачи.
Основная цель проекта - развитие рекламно-информационной деятельности Агентства.
Задачи проекта:
- Создание условий для рекламно-информационной деятельности Агентства.
- Распространение информации на внутреннем и внешнем туристском рынке о культурно-исторических объектах, природных достопримечательностях, традиционной национальной культуре, народных промыслах, праздниках, о туристских маршрутах на территории Полярного и Приполярного Урала.
- Привлечение общественного внимания к деятельности Агентства.
Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная возможность введения в информационный оборот неиспользованного ранее материала в традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических объектах и природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала.
Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными видами туризма, а также на образование туристических фирм.
Участники проекта - администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, окружной центр национальных культур, Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, муниципальное предприятие партнерское агентство "Гостевой дом", учреждения культуры, образования округа, государственные и частные предприятия округа МТПП "Северное сияние", общественные организации, туристские фирмы.
Услуги, предоставляемые компанией приключенческого туризма"Мамонт-eXtreme" для туристов и туристских групп.
Прокат туристского снаряжения и инвентаря.
Прокат снаряжения для отдельных туристов производится на основе денежного залога в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения.
Прокат снаряжения для туристских групп может быть основан либо на денежном залоге в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения, либо на сопровождении группы проводником Компании, осуществляющим наблюдение за надлежащим использованием и сохранностью снаряжения.