Предпринимательская деятельность в первую очередь связана с эффективностью расходов живого и овеществленного труда, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Любой предприниматель, начиная свою деятельность, должен иметь соответствующие ресурсы и быть готовым их использовать с целью выполнения производственной программы, реализации продукции или оказания услуг и получения на их основе доходов. Эти доходы должны превышать произведенные расходы, чем больше этот разрыв, тем выше прибыль и эффективность его деятельности.
Каждый предприниматель, осуществляя свою деятельность, стремится, чтобы его расходы живого и овеществленного труда и финансовых ресурсов были полезными и необходимыми, связанными с хозяйственным процессом и приносили ему доход и прибыль. Бесполезные и ненужные расходы, затраты и издержки должны быть, по возможности, исключены или доведены до минимума.
Для эффективного управления расходами предпринимательской деятельности необходимо владеть категориями «расходы», «затраты» и «издержки». Владение этими категориями подразумевает определение показателей, их характеризующих, методов их оценки, анализа, планирования и принятия управленческих решений по эффективному расходованию средств.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью анализа текущих затрат организации, как способа определения путей и резервов повышения прибыли и рентабельности.
Главной целью работы является определение направления совершенствования экономической работы в области планирования затрат, поиск резервов и путей повышения прибыли и рентабельности в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты планирования текущих затрат организации;
- дать финансово-экономическую характеристику организации;
- проанализировать текущие затраты организации;
- оценить факторы, повлиявшие на их изменения;
- выявить проблемные места в планировании текущих затрат организации;
- дать рекомендации по совершенствованию экономической деятельности в области планирования затрат организации.
Объект исследования – ЗАО «Юлмарт».
Предмет исследования – механизм планирования текущих затрат организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе оценки формирования текущих затрат, основанной на результатах хозяйственной деятельности ЗАО «Юлмарт», были сформулированы предложения по планированию текущих затрат, которые могут найти свое практическое применение.
Теоретической и методологической основой послужили разработки отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти, материалы периодических изданий.
Эмпирической базой работы послужили данные бухгалтерского учета и годовой отчетности ЗАО «Юлмарт» за 2011-2013 гг.
Для решения поставленных задач в работе были использованы: метод индексов, метод сравнительного анализа, метод цепных подстановок, метод разниц, метод факторного анализа.
- Сущность и значение планирования текущих затрат в деятельности организации
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции.
Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, то есть осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.). Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для [3, с.122]:
- маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
- определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
- ценообразования;
- правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложения прибыли.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [6, с.135].
Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются. Не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) [7, с.157]:
- затраты на выполнение самим предприятием или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие виды работ);
- затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов) культурно – бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций.
- Методические подходы к планированию текущих затрат организации
Политика управления текущими затратами [costs management policy] – часть общей политики управления прибылью, направленная на оптимизацию их суммы и уровня, обеспечивающих достижение предусмотренных объемов производственно-коммерческой деятельности и прибыли предприятия [9, с.178].
Критерием экономичности текущих затрат предприятия выступает минимизация уровня издежкоемкости. Низкий уровень издержкоемкости позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высокого размера прибыли. Однако следует иметь в виду, что снижение уровня издежкоемкости является важной задачей, но не целью деятельности предприятия, т.к. оно может сопровождаться отказом от внедрения в производство перспективных видов продукции, сменой приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде.
Разработка политики управления текущими затратами на предприятии осуществляется по следующим основным этапам [11, с.458-459]:
- Анализ текущих затрат предприятия в предшествующем периоде. Основными задачами проведения этого анализа является выявление основных тенденций изменения суммы и уровня текущих затрат, а также системы факторов, определяющих эти тенденции.
На первой стадии анализа рассматривается динамика общей суммы и уровня текущих затрат в предплановом периоде, определяются показатели абсолютной и относительной их экономии (перерасхода). Абсолютное отклонение текущих затрат (издержек) представляет собой разницу между фактической и плановой (или предшествующей) их суммой. Относительное отклонение текущих затрат (их экономия или перерасход) рассчитывается по формулам [14, с.203]:
(1; 2)
где Эи – сумма относительной экономии издержек (текущих затрат) на предприятии (если фактический уровень издержкоемкости ниже планового);
Пи – сумма относительного перерасхода издержек (текущих затрат) на предприятии (если фактический уровень издержкоемкости выше планового);
Рф – фактический объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Уип – плановый уровень издержкоемкости реализации продукции в рассматриваемом периоде, %;
Уиф – фактический уровень издержкоемкости реализации продукции в рассматриваемом периоде, %.
На второй стадии анализа рассматриваются аналогичные показатели, характеризующие динамику отдельных статей (видов) текущих затрат, а также себестоимость выпуска и реализации отдельных видов продукции.
На третьей стадии анализа рассматривается выполнение утвержденных плановых показателей затрат в разрезе отдельных центров затрат и центров прибыли.
- Обоснование основных направлений экономии текущих затрат в планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия (производство, сбыт, управление и т.п.).
- Расчет плановых сумм текущих затрат в разрезе отдельных видов продукции и отдельных статей. Особенностью планирования этих затрат является то, что вначале определяется плановая их сумма по видам продукции (на основе плановой калькуляции), затем – по видам статей предусмотренной их номенклатуры и лишь после этого – общая их сумма.
- Распределение плановой суммы текущих затрат между отдельными центрами затрат и центрами прибыли. Оно осуществляется по структурным подразделениям и структурным единицам предприятия в соответствии с видами производимой продукции и объемами их производственно-коммерческой деятельности в рамках общего плана текущих затрат предприятия. Плановые показатели доводятся центрам затрат или центрам прибыли предприятия в виде нормативов расходования средств или текущих бюджетов.
- Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
ЗАО «Юлмарт» – один из ведущих игроков розничного рынка компьютерной техники и электроники, флагман инновационных технологий торговли. В основе принципов работы кибермаркетов «Юлмарт» лежит формат продаж «от каталога», позволяющий свести к минимуму операционные издержки и обеспечить доступные цены, сбалансированный ассортимент (более 45 тыс. наименований) и высокий уровень сервиса. В настоящее время компания располагает тремя офисами розничных продаж: один в Москве и два в Санкт-Петербурге, а также развитой сетью филиалов по получению и заказу товаров Юлмарт-Outpost в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Колпино, Петергофе, Твери, Зеленограде, Ярославле, Туле и Воронеже. На рисунке 1 приведена организационная структура компании.