Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методы анализа конкурентоспособности предприятия
2 Анализ деятельности ООО «Семь мешков»
2.1 Краткая характеристика ООО «Семь мешков»
2.2 Анализ финансового состояние предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
3 Основные направления повышения конкурентоспособности ООО «Семь мешков»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Семь мешков»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
В рыночной экономике одной из главных черт является конкуренция. Именно конкуренция и создает особые условия для хозяйствования рыночных субъектов и обеспечивает создание и условия для реализации новых товаров и услуг.
Самая главная и основная цель деятельности любой организации – это победа в конкурентной борьбе. А для того, чтобы одерживать в этой борьбе победу, конкурентоспособностью нужно управлять, разрабатывать новые мероприятия, которые будут направлены на рост конкурентоспособности предприятия.
Многие экономисты дают свою трактовку понятию «конкуренция», и таких определений очень много. Если сформулировать понятие «конкуренции» иными словами, то можно сказать, что это борьба за место под солнцем.
Это понятие присуще только рыночной экономике, так как все основано на частной собственности. Некоторые экономисты считают, что конкуренция должна быть идеальной, иначе говоря, на рынке должно быть неограниченное количество продавцов и товаров, и покупатель выбирает сам, у кого и что покупать.
Но на деле нет идеальной конкуренции. Очень часто в ход идут неценовые, недобросовестные формы конкуренции. Для решения этих проблем, правительство издает специальные законы, создает контролирующие органы. В Российской федерации за соблюдением антимонопольного законодательства отвечает Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, актуальность выбранной темы, которая посвящена проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- описать методику оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- дать оценку рыночной конкурентоспособности предприятия;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности предприятия;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования работы является ООО «Семь мешков». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является розничная и оптовая торговля чаем и кофе.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Семь мешков», его внутренняя и внешняя среда.
Научной и методической основой дипломной работы, послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
В практической части использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Выдвигаемые в дипломной работе выводы, могут использоваться при выработке научно-обоснованных решений относительно развития рекламной компании продвижения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности предприятия, имеющие огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.
Основные идеи, выводы и рекомендации в дипломной работе, формулируются с учетом возможностей их практической реализации на основе анализа.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности предприятия» основное внимание уделено сущности конкуренции и конкурентоспособности, рассмотрены различные определения конкуренции и конкурентоспособности, их виды и факторы, также в данном разделе работы представлена методика оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе «Анализ деятельности ООО «Семь мешков» представлена общая характеристика предприятия, проведен анализ финансового состояния, дана оценка конкурентоспособности, проведенная динамическим методом в сравнении с основными конкурентами.
В третьей главе дипломной работы «Основные направления повышения конкурентоспособности ООО «Семь мешков» разработаны предложения по повышению конкурентоспособности предприятия и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Наиболее полное теоретическое обоснование конкурентной борьбы и ее движущих силах появились в середине 19 века, но теоретические основы конкуренции были заложены в период докапиталистических формаций.
Основная заслуга в этом принадлежит представителям классической политэкономии Д. Рикардо, А. Смиту. В поздние периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам Дж. Кейнса, В. Леонтьева, М. Портера, и др. [5].
Существует большое количество толкований понятия «конкуренция».
Например, английский экономист Адам Смит под конкуренцией предложил понимать поведенческую категорию, при которой продавцы и покупатели конкурируют на рынке за наиболее выгодные для себя продажи и покупки. Так же А. Смит считал, что конкуренция – это «невидимая рука» рынка, с помощью которой координируется деятельность участников рынка и главной её целью является извлечение наибольшей прибыли [7].
В своем учебном пособии «Стратегический менеджмент», известный отечественный экономист Раис Ахметович Фатхутдинов, предложил такую формулировку определения концуреции: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Конкуренция – напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции при соблюдении антимонопольного законодательства, закона «О защите прав потребителей» [31].
Австрийский ученый экономист и социолог, Фридрих Август фон Хайек считал конкуренцию процессом, с помощью которого можно получать и передавать знания. Хайек первым стал рассматривать конкуренцию, как способ открытия новых технологий и продуктов, которые могли бы остаться неизвестными без конкуренции. Конкуренция заставляет предпринимателей для получения высокой доли прибыли искать новые производственные мощности, новые рынки сырья, продукты, новые рынки сбыта, которые впоследствии обеспечивают динамическое развитие экономической системы.
В Российской Федерации определение «конкуренции» дается в пункте 7 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Согласно этого закона, «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].
Конкуренция – это процесс взаимосвязи, взаимодействия, но и борьбы между присутствующими на рынке предпринимателями с целью обеспечить для себя лучшие возможности для сбыта своей продукции и удовлетворения широких потребностей покупателей.
Существует множество классификаций конкуренции. Можно разделить их по ряду признаков.
- По масштабам развития:
- Индивидуальная (когда один участник рынка стремится подобрать для себя наилучшие условия для купли-продажи товаров и/или услуг);
- Местная (конкуренция среди продавцов на определенной территории);
- Отраслевая (борьба идет за получение наибольшей прибыли в одной из отраслей рынка);
- Межотраслевая (представители разных отраслей рынка соперничают за привлечение покупателей на свою сторону в целях получения наибольшей прибыли);
- Национальная (соперничество отечественных предпринимателей внутри своей страны);
- Глобальная (соперничество на мировом рынке представителей различных предприятий, объединений и государств).
- По характеру развития:
- Свободная (состояние рынка, при котором отдельные покупатели и продавцы не имеют влияния на цены, но участвуют в её формировании через спрос и предложение);
- Регулируемая (конкуренция регулируется государством, предупреждение монополии);
- Ценовая (появляется при искусственно сбивании цен на определенную продукцию);
- Неценовая (возникает посредством улучшения качества продукции, создания брендов, послепродажный сервис).
- В зависимости от конкурентного равновесия рынка:
- Совершенная конкуренция – предоставлена возможность свободно торговать факторами производства; присутствует множество независимых производителей и потребителей; субъекты хозяйствования имеют самостоятельность; продукция сопоставима, однородна; доступна информация о рынке;
- Несовершенная конкуренция – рынком владеет одна или несколько крупных фирм: предприятия ограничены в самостоятельности; продукция дифференцирована и осуществляется контроль за всеми сегментами рынка.
- В зависимости от соотношения спроса и предложения на товары и/или услуги:
- Чистая конкуренция (присутствуют большое количество продавцов и покупателей, которые не обладают достаточным влиянием на изменение цены, товары взаимозаменяемые, недифференцированные, цена которых определяется соотношением между спросом и предложением);
- Олигополистическая конкуренция (большая взаимосвязь небольшого числа конкурентов; схожесть товаров и ограниченность);
- Монополистическая конкуренция (множество конкурентов с уравновешенной силой; дифференциация товаров).
- По отношению к отраслям:
- Внутриотраслевая конкуренция – конкуренты соперничают за наиболее выгодные условия производства, сбыта своей продукции и получение сверхприбылей в пределах одной отрасли;
- Межотраслевая конкуренция – это конкуренция за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли между предпринимателями различных отраслей.
- В соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:
- Горизонтальная конкуренция – это конкуренция между производителями одного и того же вида товара;
- Вертикальная конкуренция – это конкуренция между производителями разных товаров, которые могут удовлетворить одну и ту же потребность покупателя [3].
С понятием конкуренции очень тесно связано понятие конкурентоспособности.
В учебной и экономической литературе можно встретить разные подходы к определению понятия конкурентоспособность:
- с позиции рассмотрения особенностей целей исследования и постановки задачи, что способно привести того или иного автора к акцентированию внимания на конкретном аспекте конкурентоспособности;
- в результате анализа особенностей выбора самого предмета исследования, что приводит к выбору предмета конкуренции, субъектов и т.д [26].
Конкурентоспособностью в экономической литературе считается способность продукции, товара и услуг соответствовать рыночным требованиям. Товары и услуги, обладающие качественными параметрами и определенными потребительскими свойствами, в свою очередь, представляют собой концентрированное отражение организационно-управленческих, научно-технических, маркетинговых, производственных, экономических и иных возможностей страны или конкретного производителя.