Введение.
Глава 1. Теоретические основы контроллинга в сфере финансов.
1.1. Понятие, классификация контроллинга и его инструментарий.
1.2. Контроллинг в стратегии предприятия.
Глава 2. Постановка контроллинга в сфере финансов в ООО «-».
2.1. Краткая характеристика ООО «-».
2.2. Финансовый контроллинг в системе управления организации.
2.3. Этапы внедрения контроллинга в сфере финансов.
2.4. Система взаимосвязанных показателей контроллинга.
2.5. Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «-» и постановка контроллинга в сфере финансов в организации.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Целью работы является изучение финансового механизма контроллинга в сфере финансов и разработка этапов внедрения его в организации сферы справочно-правовых услуг.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть контроллинг как экономическую категорию;
- выявить систему взаимосвязанных показателей, влияющих на стратегическое развитие организации;
- разработать этапы внедрения контроллинга в сфере финансов в ООО «-»;
- определить пути совершенствования организации контроллинга в сфере финансов.
Предмет исследования − финансовый контроллинг, как элемент стратегического финансового управления.
Объект исследования − ООО «-».
Теоретической основой работы послужили труды зарубежных, в основном немецких, ученых − Э. Майера, Р. Манна, Х. Фольмут, Д Ханн и д.р., а так же российских ученых − Н. Данилочкиной, А. Королева, Э. Уткина, О. Вишневской, Ф. Писчнова, Е. Толкачевой и д.р.
Глава 1. Теоретические основы контроллинга в сфере финансов
1.1. Понятие, классификация контроллинга и его инструментарий
В литературе контроллинг можно определяют, как «систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия» [48, с.92].
Контроллинг имеет сложную организационную структуру. На схеме 1 показаны основные его виды.
Схема 1 – Классификация контроллинга [12, с.280]
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и отслеживание достижения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затрат – прибыли.
Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. Ценность же данной концепции в комплексности и увязанности между собой информации из различных областей функционирования компании [35, c.78].
Инструментарий конроллинга можно классифицировать по двум критериям: область применения – какие задачи помогает решить данный инструмент (таблица 1) и период действия – оперативный или стратегический (схема 2).
Инструментарием контроллинга в области учета является система управления отчетности: отчеты о хозяйственной деятельности, в том числе сводные; учетные формы; показатели управленческого учета; методы анализа отчетности.
Инструментарий контроллинга организации потоков информации является система документооборота, карта бизнес-процессов.
Наиболее обширный список инструментов к области планирования: анализ и оптимизация объема заказов; анализ точки безубыточности; ступенчатый расчет сумм покрытия; анализ узких мест; методы анализа инвестиционных проектов; маржинальный анализ; методы расчета комиссионных вознаграждений; методики ценообразования и т.д.
Инструментарием мониторинга и контроля являются: система раннего предупреждения; анализ разрывов; контроль соответствия фактических показателей плановым; анализ издержек по центрам учета и отчетности.
Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет упрощение процедур планирования, принятия решений информации о собственной деятельности.
Таблица 1 - Инструментарий контроллинга по областям применения [48, с.95]
Область применения
|
Инструментарий
|
Учет
|
Система управления отчетности:
-отчеты о хозяйственной деятельности, в том числе сводные;
-учетные формы;
-показатели управленческого учета;
-методы анализа отчетности.
|
Организация потоков информации
|
Система документооборота, карта бизнес-процессов.
|
Планирование
|
-анализ и оптимизация объема заказов;
-анализ точки безубыточности;
-ступенчатый расчет сумм покрытия;
-анализ узких мест;
|
|
-методы анализа инвестиционных проектов;
-маржинальный анализ;
-методы расчета комиссионных вознаграждений;
- анализ скидок;
- анализ областей сбыта;
-функционально-стоимостной анализ;
-анализ структуры потребления;
-выбор между поставок со стороны и собственным производством;
- анализ кривой обучаемости;
-методы анализа конкуренции;
-бенчмаркинг;
-методы логистики;
-методы портфельного анализа;
- анализ потенциала;
- анализ жизненного цикла продукта;
- анализ сценариев;
- анализ качества обслуживания;
- анализ барьеров входа;
- анализ чувствительности;
-сетевое планирование;
-методики ценообразования;
-бюджетирование;
-определение целевых издержек;
-методы линейного программирования;
-расчет уровня запасов;
-планирование загрузки мощностей.
|
Мониторинг и контроль
|
-система раннего предупреждения;
-анализ разрывов;
-контроль соответствия фактических показателей плановым;
- анализ издержек по центрам учета и отчетности.
|