Введение
Глава 1. Криминалистическая характеристика должностных преступлений
1.1. Выявление признаков должностных преступлений
1.2. Виды использования служебного положения при совершении должностных преступлений
Глава 2. Первоначальные следственные действия
2.1. Возбуждение уголовного дела. Планирование расследования
2.2. Осмотр места происшествия, обыск, выемка
Глава 3. Последующие следственные действия
Заключение
Список использованных источников
Цель данного исследования заключается в изучении методики и особенностей расследования должностных преступлении.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность выявления признаков должностных преступлений.
- описать виды использования служебного положения при совершении должностных преступлений.
- изучить особенности возбуждения уголовного дела , планирования расследования и выдвижения следственных версий.
- рассмотреть процесс производства осмотра места происшествия, обыска и выемки.
- изучить особенности последующих следственных действий.
Методология и методика исследования. Задачи, решаемые в исследовании, определили комплекс общих и частных научных методов исследования. Методологической основой явились общие приемы исследования должностных преступлений коррупционной направленности, как социально-правового явления. В работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых по разрабатываемой тематике таких, как: Грибов А.С., Максимов С.В., Меретуков Г.М., Каплун Д.Д., Ульянов Д.В. , Курьянова Ю.Ю., Коляда А.В., Букаев Н.М., Халиков А. Н. и других.
Структура исследования обуславливается поставленными целями и задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Криминалистическая характеристика должностных преступлений
1.1. Выявление признаков должностных преступлений
Успех расследования должностных преступлений в первую очередь зависит от знания следователем их криминалистической характеристики, в которую входят способы совершения преступлений.
В теории уголовного права должностное преступление определяется как общественно опасное действие (бездействие) должностного лица, совершаемое благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, которое причиняет существенный вред нормальному функционированию государственного (общественного) аппарата или содержит угрозу причинения такого вреда.[1]
Исходя из выше приведенного определения, можно выделить три признака должностного преступления, которые отличают его от иных преступлений:
- специальный субъект – должностное лицо.
- использование служебного положения либо нарушение лицом своих должностных обязанностей.
- причинение вреда нормальной работе государственного либо общественного аппарата.[2]
Родовым объектом должностных преступлений является совокупность общественных отношений, которые обеспечивают формирование и работу государственного и общественного аппарата. При этом под государственным аппаратом необходимо понимать весь механизм государственной власти и органы государственного управления, которые осуществляют государственно-распорядительную деятельность.
Непосредственным объектом должностных преступлений является отдельная сфера деятельности государственного аппарата, работа его звеньев, учреждений, организаций, предприятий. Для отдельных должностных преступлений характерен дополнительный объект посягательства - личностные блага либо собственность.
Объективную сторону должностных преступлений составляют общественно опасные действия или бездействия лица, совершаемые вопреки интересам его службы в силу занимаемого им служебного положения. Большинство должностных преступлений совершается путем активного действия, но некоторые могут быть совершены и посредством бездействия.[3]
Служебное положение – это права и обязанности, которыми лицо наделено для исполнения функций представителя власти или иных полномочий, которые могут быть им преступно нарушены либо использованы с преступной целью.
Субъективная сторона всех должностных преступлений может характеризоваться только умышленной формой вины. Исключение из данного правила составляет только халатность, которая совершается по неосторожности.
Обязательный признак некоторых должностных преступлений, например, злоупотребления служебным положением, является мотив преступления, которым является корысть либо иная личная заинтересованность. [4]
Субъектом должностного преступления могут быть только должностные лица, под которыми, согласно закону, понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.[5]
Из указанного выше определения должностного лица можно выделить три их категории:
[1] Бертовский Л.В. Расследование преступлений экономической направленности. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2016. – С. 25.
[2] Иванова Н.А. Ситуационные особенности выявления должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов местного самоуправления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . - 2011. - №40 (257) - С.51.
[3] Ишигеев В.С., Христюк А.А. Квалификация должностных преступлений. - Иркутск, 2011. – С. 8.
[4] Криминалистика: учебник / под ред. д.ю.н., профессора В.Д. Зеленского и д.ю.н., профессора Г.М. Меретукова – СПб, Издательство «Юридический центр», 2015- С. 478.
[5] Бастрыкин А.И. Криминалистика. Том 1. Учебник. – М.: Экзамен, 2014. – С. 455.