Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции на рынке
1.1 Типы рыночных структур
1.2 Уровни конкуренции и её территория
Глава 2. Особенности совершенной конкуренции на рынке
2.1 Модель совершенно конкурентного рынка
2.2 Парадокс прибыли при совершенной конкуренции на рынке
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблемы. Рыночная экономика – сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм, действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия.
Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции. Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
На таком рынке конкуренция представляет собой регулирующую его силу. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. Она через установление соответствующих цен сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создается тождество (единство) частных и общественных интересов – через формирование средней прибыли. Стремление увеличивать свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов.
Целью данной работы является изучение основных аспектов совершенной конкуренции.
Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:
- рассмотреть типы рыночных структур;
- проанализировать уровни конкуренции на рынке и её территориальные аспекты;
- изучить модель совершенно конкурентного рынка;
- охарактеризовать парадокс прибыли при совершенной конкуренции на рынке.
Объектом данной работы является совершенная конкуренция на рынке, предметом работы являются особенности совершенной конкуренции на рынке как типа рыночной структуры.
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции на рынке
1.1 Типы рыночных структур
Оригинальное слово латинского языка, от которого произошло «конкуренция», означает «сбегаться, сталкиваться». Современное понятие слова таково: конкуренция – это соперничество или борьба между субъектами экономики, то есть между предприятиями. Цель этой борьбы – владение наибольшим сегментом рынка, пользование большим количеством бонусов и перспектив в борьбе за покупателя. Эффективно использовать производственные факторы могут только лидеры рынка, вот поэтому и конкурентная борьба – процесс бесконечный и сложный [5].
Экономическая наука чаще использует понятие «деловая конкуренция». Под ней подразумевают конкуренцию в экономике среди субъектов хозяйствования, каждый из которых предпринимает действия по захвату рынка, ограничивая тем самым возможности других субъектов. В процессе конкурентной борьбы происходит одностороннее воздействие одного субъекта на условия хозяйствования другого, или на нескольких участников рынка.
Экономика – процесс многогранный, его регулируют многочисленные законы. В России действует Закон «О защите конкуренции», который дает свое определение конкуренции. В нем предпринимателям разрешается заниматься деятельностью по влиянию на рынок, но запрещается создавать условия ограничения работы всего рынка [1].
В огромном множестве хитросплетений экономических шагов, конкуренция стоит на очень высоком уровне. От правильности конкурентных действий зависит рост благополучия страны. Конкуренция и ее виды рассматриваются общеэкономическими законами как состязательность на рынке, которая побуждает вести дела на высоком уровне, обеспечивая общий экономический рост.
Второй очень полезный эффект от конкуренции – саморегулирование рынка. Как принято говорить, выживает сильнейший, то есть тот, кто принесет больше пользы экономике и процветанию страны.
И третий фактор – конкуренция определяет типы рынка по отраслям. Это важно при делении всех предприятий по направлениям, при создании отраслевых союзов, объединений. То есть усилия предприятий становятся узконаправленными, не расходуются силы на борьбу со всеми игроками рынка [7].
Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама). Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции: совершенная (чистая) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая (абсолютная) монополия. Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже (см таблицу 1).
Рынок совершенной конкуренции (англ. «perfect competition») – характеризуется наличием множества продавцов, предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании. То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции. На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много. Особенности или условия совершенной конкуренции: количество фирм-продавцов в отрасли: большое; размер фирм-продавцов: маленький; количество покупателей: большое; товар: однородный, стандартный; контроль над ценой: отсутствует; доступ к рыночной информации: свободный; барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют; методы конкурентной борьбы: только неценовая конкуренция.
Действия, которые входят в рассматриваемое понятие, подразделяются на два вида: конкуренция совершенная и несовершенная. Совершенная конкуренция – это действия на рынке, которые направлены на большое число покупателей, а также на многочисленных производителей или продавцов товаров. Каждый из участников рынка – небольшой по размеру, занимает малую долю в общем валовом продукте страны. Следовательно, никто их участников рынка не может диктовать условия продаж и не может влиять на общие процессы всего рынка [11].
Информация на таком рынке общедоступна, легко получаема. Всем участникам рыночных процессов предоставляются данные о конкурентных ценах, об их динамике, о продавцах, их способах и методах работы, о покупателях, их стандартных пристрастиях, фактах поведения. Причем, возможно получать информацию как по местному рынку, так и по региональному и всероссийскому. При совершенной конкуренции отсутствует господство производителя над рынком, невозможно его влияние на формирование цен. Рынок регулируется только спросом и предложением.
Надо отметить, что совершенной конкуренции в мире не бывает, присутствуют только лишь некоторые ее черты в тех или иных отраслях экономики. Любая конкуренция способна лишь приблизиться к полной модели совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция возможна лишь на идеальном рынке, который также в практике не существует. Но, повторимся, модель идеального рынка разработана, и ее отдельные черты воплощаются в жизнь с помощью многочисленных государственных и негосударственных решений и процессов.
Одним из признаков идеального рынка является отсутствие входных барьеров. Ими называют высокий уровень стартового капитала, сложность оформления бумаг и получения разрешительных документов, высокий уровень средних зарплат требуемых специалистов и пр. Чем легче организовать бизнес, тем меньше входных барьеров. Это же относится и к выходным барьерам [10]. В каждой отрасли барьеры свои и сложность вхождения в рынок индивидуальная. К примеру, в парикмахерском деле она одна, а на рынке строительства космических кораблей – другая.
Второй признак идеального рынка – отсутствие ограничений по количеству компаний, на нем работающих. Для этого можно увеличивать емкость рынка, к примеру, за счет поиска заказчиков в интернете. А можно и создавать много мелких компаний на большом экономическом пространстве.
Следующий признак – не допускается разнообразие товаров на рынке. То есть, если есть на прилавках зубная паста, то она 2-3 видов. Если есть колбаса, то только Докторская. Этот идеализм на рынке лишил бы покупателей выбора, но конкуренция стала бы максимально прозрачной. Кроме того, никто из участников рынка не мог бы оказать давление на какого-либо другого партнера, все действия совершались бы по всеобщему согласию. Работа в таких условиях была бы совершенно безоблачной, бизнес бы достигал состояния процветания за очень короткое время и с вероятностью 99%.