Введение
1.Теоретические основы транспортного налога
1.1 Эволюция транспортного налога: от фискальной к экологической функции
1.2 Основные элементы транспортного налога
- Транспортный налог на примере организации ООО «Экватур»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Экватур»
2.2 Расчет транспортного налога на примере ООО «Экватур»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа.
Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.
Транспортный налог за свои годы существования в России так и не смог найти всеобщего понимания. Из-за сложностей в администрировании, большого количества не разъясняемых тонкостей при его уплате, транспортный налог стал настоящим раздражителем для налогоплательщиков.
Целью курсовой работы является изучение транспортного налога в системе налогообложения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) Дана общая характеристика и рассмотрены основные элементы транспортного налога;
2) Изучен порядок исчисления и уплаты транспортного налога;
При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок исчисления транспортного налога, а также было уделено внимание порядку исчисления транспортного налога, действующему в настоящее время.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы.
1.Теоретические основы транспортного налога
1.1 Эволюция транспортного налога: от фискальной к экологической функции
Предшественниками транспортного налога являлись шоссейные сборы, которые впервые были установлены 20 июля 1816 г. Первоначально этот сбор взимался со всех податных сословий империи. С 1823 г. изменяется подход к финансированию строительства и содержанию дорог - вводится плата за проезд по дорогам. Плата за проезд по дорогам взималась и ранее, однако не в качестве шоссейного сбора, а как внутренняя таможенная пошлина. 18 ноября 1834 г. был установлен дорожный сбор с проезжающих по Петербургско-Московскому шоссе[15,с. 152].
Сбор предполагал взимание дифференцированного размера платы в зависимости от того потенциального ущерба, который мог быть нанесен шоссе и был различным для проезжающих на лошадях и дилижансах, кроме того, при установлении ставки учитывалось время года - в зимние месяцы размер платы был вдвое меньше по сравнению с летним периодом. Устанавливались изъятия (льготы) из общего режима обложения. От уплаты сбора освобождались: обозы, идущие при войсках; повозки, перевозящие рекрутов и арестантов; местные жители, использующие шоссе при следовании в близлежащие населенные пункты. К.Г. Рау отмечал, что шоссейный сбор по своей природе является государственной пошлиной, т.е. платой населения за предоставляемые государством удобства пользования дорогами. Шоссейный сбор теряет свое значение вместе со строительством железных дорог, т.к. перевозку больших грузов удобнее осуществлять посредством последней.
Специально созданная комиссия в царствование Александра II для пересмотра системы податей и сборов смотрела на шоссейный сбор как на атавизм. Шоссейные сборы создавали препятствия для развития народного хозяйства как в виде увеличения стоимости товаров, так и вследствие существования шоссейных застав, "напоминающих собою внутренние таможни", на которых производилось взимание сбора. Комиссия считала лучшим разрешением ситуации отмену сбора, однако не решилась высказать подобной рекомендации по причине его высокой доходности.
Впервые поимущественное обложение транспортных средств в России было введено в годы НЭПа. Сбор с велосипедов, самодвижущихся экипажей, а также яхт и моторных лодок был закреплен как один из доходных источников местных бюджетов. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. "О местных налогах и сборах" закрепил на долгие годы поступления сбора с владельцев транспортных средств за местными бюджетами[5,с. 106].
Важно обратить внимание, что Президиум Верховного Совета СССР платежи с владельцев транспортных средств называет "сбором", не устанавливая, в чем различие правовой природы "налога" и "сбора". Финансово-правовая доктрина пыталась обосновать законодательный подход. Так, С.Д. Цыпкин обращал внимание, что обязанность уплаты сбора с владельцев транспортных средств связана с государственной регистрацией транспортного средства.
Таким образом, эти сборы ученый характеризовал как пошлину, взимаемую государственными органами за выдачу номерных знаков. Подобный вывод был сделан, вероятно, по той причине, что сбор взимался единоразово при государственной регистрации транспортного средства. При этом законодательно устанавливалось, что к сбору привлекаются граждане, имеющие объекты налогообложения. На наш взгляд, сложности администрирования не позволяли ежегодно облагать транспортные средства налогом. Практика "ежегодного" взимания налога с владельцев транспортных средств ведет свое начало с 1981 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР "О местных налогах и сборах". Таким образом, с этого момента платеж с владельцев транспортных средств приобрел все характерные черты, свойственные налогу[15,с. 152].