Введение
Глава 1 Характеристика политического дискурса и грамматической категории времени в английском языке
1.1. Понятие дискурса
1.2. Дискурс и текст
1.3. Особенности политического дискурса
Глава 2 Исследование концепта времени в политическом дискурсе
Заключение
Список литературы
Цель исследования состоит в изучении особенностей функционирования категории времени в англоязычном политическом дискурсе.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные отличительные черты политического дискурса;
2) проанализировать грамматическую категорию времени английского глагола;
3) собрать материал текстов политической направленности применительно к теме исследования.
Материалом исследования послужили речи и публичные выступления политических деятелей, интервью с ними, тексты политических дискуссий, появившиеся в СМИ.
Методы исследования, применяемыми в данной работе, являются описательный, аналитический, метод сплошной выборки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в развитие риторики, теории английского языка, культурологии и лингвистики. Кроме того, их можно использовать при разработке отдельных тем по грамматике английского языка, риторике, социолингвистике; а также могут быть интересны специалистам таких областей, как социология, журналистика, связи с общественностью
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В АНЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие дискурса
Дискурс - сложный и многоплановый феномен, который находится в центре науки в целом и лингвистики в частности. Это понятие рассматривается в философии, семиотике, социальной психологии, теории искусственного интеллекта, этнографии, литературоведении, теории коммуникации, а также в различных направлениях лингвистики: когнитивной лингвистике, психолингвистике, прагмалингвистике, этнолингвистике, лингвокульторологии и пр. В разных науках и в разных парадигмах лингвистики термин «дискурс» имеет разные значения, что усугубляет проблему трактовки дискурса как лингвистического феномена.
Интерес к дискурсу в области социальных наук, включая лингвистику, связывают «с интересом к проблеме личности (в том числе языковой личности), что теоретически оформился в социальном конструктивизме, который рассматривает коммуникацию как социальный процесс построения (consructing) мира». В постмодернистской философии термин «дискурс» употребляется для обозначения образования, имеющее мыслительно-коммуникативную природу и относится к типу объектов, которые могут быть адекватно интерпретированы только в свете нелинейной парадигмы. В дискурсивной психологии дискурс рассматривается как социальная деятельность в условиях реального мира.
В лингвистике термин «дискурс» используется очень широко, однако единого определения, которое бы охватывало все контексты его употребления, нет. К тому же, вопросы сущности дискурса и эвристика его анализа находятся в стадии разработки и уточнения.
История современной дискурсологии начинается с работы С. Харриса «Анализ дискурса» (1952), которая стала программным документом для нового направления в языкознании, который позже получил название дискурсологии.
Истоки теории дискурса связывают с исследованиями языкового употребления немецкой школы П. Хартмана, П. Вундерлиха и пр., с социолингвистическим анализом коммуникации американской школы Е. Щеглова, Г. Закса и пр., с логико-семиотический описанием различных видов текста французских постструктуралистов А. Греймас, Е. Ландовский и пр., а также моделированием порождения речи в когнитивной психологии, с описанием этнографии коммуникации в антропологических исследованиях.
Таким образом, возникновение и концептуальное оформление теории дискурса приходится на 60-е - 70-е годы ХХ ст., что «обусловлено не только стремлением структурной лингвистики вывести синтаксис за пределы предложения (Б. Палек, Т. Ван Дейк, В. Дресслера и пр.), разработкой прагматики речи (Дж. Остин, Дж. Р. Серл и пр.), предоставлением исследованию речи социальных черт (Э. Бенвенист, М. Бахтин и др.), но и общей тенденцией к интеграции гуманитарных исследований» [6].
В 70-х - 80-х годах началось разграничение понятий текста и дискурса. Текст - абстрактная, формальная конструкция, а дискурс - виды ее актуализации, рассматриваемые с позиций ментальных процессов и экстралингвистических факторов. Поэтому термин «дискурс» сейчас уже не применяется текстов, «связи которых не поддаются восстановлению с живой жизнью (например, мертвые языки)», поскольку дискурс - это текст, взятый в событийном аспекте [6].
Обратимся к определениям дискурса швейцарскому ученому П. Серио (который приводит в своей книге Д. Манжено, цитируя П. Серио (2009)), который дает восемь дефиниций, учитывая различные направления лингвистики и аспекты изучения данного понятия: 1) эквивалент понятия «речь », т.е. любое конкретное высказывание, 2) единица, по размеру больше фразу, высказывание в глобальном смысле, последовательность отдельных высказываний (грамматика текста), 3) влияние высказывания на его получателя, внесение высказывания в речевую ситуацию, включающую субъектов объекта и адресата, время и место вещания (прагматика) 4) беседа как основной тип речи (анализ диалога), 5) речи, присваивается говорящим, в противоположность «повествованию», которая разворачивается без эксплицитного вмешательства субъекта, 6) эквивалент понятия «речь» как актуализация, диверсификация на поверхностном уровне, в противовес «языке» как системе мало дифференцированных виртуальных значений (исследования языковых единиц «в языке» и «в речи»); 7) система ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции (направление критического анализа дискурса); 8) выражения / текст с точки зрения дискурсные механизма.
По данным определениями, дискурс отождествляется с речью - в противовес языку, по первому и шестым определениями, это - линейная последовательность высказываний, по второму определению; высказывания в коммуникативной ситуации, по третьему определению; в четвертом - понятие дискурса сужается к диалогу, пятая принадлежит Э. Бенвенист, где уточняется природа дискурса; в седьмом - вводится понятие социального контекста, под которым понимается система социальных ограничений / идеологических позиций; восьмой трактовка исповедовала французская школа анализа дискурса, в котором во внимание принимаются механизмы восприятия и порождения дискурса.