Введение
- Теоретические основы систем ПРО
1.1. Понятие и состав систем ПРО
1.2. Значение ПРО для Израиля
- Уровни системы ПРО Израиля и ее роль в обеспечении безопасности
2.1. Характеристика и принцип работы первого уровня ПРО Израиль «Железный купол»
2.2. Средний и высший уровни системы ПРО Израиля
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Железный купол
Приложение 2. Праща Давида
Актуальность темы исследования. После окончания Второй мировой войны Ближний Восток на долгие десятилетия стал главным центром мировой нестабильности. За семь последних десятилетий в этом регионе случилось более десятка полномасштабных войн, счет погибших в которых, шел на десятки и сотни тысяч. И это не считая небольших конфликтов, которые почему-то принято называть «полицейскими» операциями, закрывая при этом глаза на массовое применение в них боевой авиации и бронетехники.
Большинство ближневосточных конфликтов второй половины XX века и начала нынешнего столетия, так или иначе, были связаны с Израилем – государством, которое появилось на политической карте мира только в 1948 году.
Анализ локальных и региональных конфликтов последних лет подтверждает, что на ход и исход боевых действий существенно влияют возможности систем ПВО (а в настоящее время и нестратегической ПРО) противостоять ударам современных СВКН — основных потенциальных носителей средств поражения.
Очевидно, что оборонительные боевые возможности создаваемых систем и группировок ПРО-ПВО должны быть адекватны наступательным возможностям разнотипных и разноплановых группировок СВКН, участвующих в операции, или превосходить их. На современном этапе системы ПРО в целом превратились в важнейший оперативно-стратегический фактор сдерживания агрессии, и экономия средств на развитии чревата необратимыми последствиями.
Цель данной работы – рассмотреть роль и место систем ПРО в обеспечении безопасности Израиля.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить понятие и состав систем ПРО.
- Рассмотреть значение ПРО для Израиля.
- Дать характеристику и принцип работы первого уровня ПРО Израиль «Железный купол».
- Проанализировать средний и высший уровни системы ПРО Израиля.
Объект исследования - уровни системы ПРО Израиля и ее роль в обеспечении безопасности.
Предмет исследования - система ПРО.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, труды ведущих ученых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, посвященные исследуемым проблемам.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы систем ПРО
1.1. Понятие и состав систем ПРО
Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс организационно-технических мероприятий и боевые действия специальных сил и средств по обнаружению, слежению и уничтожению межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и аэробаллистических ракет (АБР), их компонентов (головных частей, ступеней наведения и т.д.) на отдельных участках траектории полета [8].
В состав системы ПРО могут входить противоракетные комплексы, информационно-разведывательные средства различной дальности действия, пункты боевого управления и связи. В зависимости от предназначения система ПРО бывает территориальной (для обороны всей территории страны), зональной (для обороны крупных военно-промышленных районов) и объектовой (для обороны важных административных, промышленных и военных объектов) [7].
Система ПРО функционирует полностью в автоматическом режиме, включая обнаружение баллистических целей как самостоятельно, так и по целеуказаниям системы предупреждения о ракетном нападении, выделения боевых блоков ракет на фоне тяжелых и легких ложных целей, активных и пассивных помех, а также при использовании противником других средств и способов преодоления ПРО, перехват и уничтожение боевых блоков баллистических ракет.
1.2. Значение ПРО для Израиля
Уровень технической оснащённости и боеспособности израильской армии — один из высочайших в мире, при этом качественные характеристики военной техники постоянно совершенствуются. С начала 1970-х гг. военно-промышленный комплекс Израиля неуклонно расширялся, и сегодня государство способно производить передовую военную технику — от танков и модификаций реактивных самолётов до высокоточного «умного» оружия (микроэлектроники, ракет «море-море», «воздух-воздух» и т. д.). 75–80% объёма военного производства идет на экспорт, которым занимается управление военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами — СИБАТ (аббревиатура по первым буквам названия на иврите). Кроме того, существует управление, отвечающее за координацию производственной деятельности организаций ВПК, оснащение армии вооружением отечественного ВПК и за закупки за рубежом — МАНХАР (аббревиатура по первым буквам названия на иврите). Обе структуры являются частью системы управления министерства обороны [9].
Вся научно-исследовательская деятельность, связанная с обороноспособностью страны, координируется Министерством обороны Израиля. На современном этапе многоотраслевая военная промышленность страны ориентирована на разработку всё более современных и сложных образцов вооружений и военной техники. Несмотря на постоянную потребность в поставках современных систем вооружения органам безопасности страны, ВПК Израиля прежде всего ориентирован на экспорт своей продукции. В 2013–2017 гг. Израиль поднялся с 10 на 8 место в списке мировых экспортеров вооружений. Доля Израиля на мировом рынке вооружений составляет 2,9 %, в то время как доля Франции, например, — 6,7%.
Одним из ключевых факторов для развития ВПК в Израиле является стратегическое сотрудничество государства с США. С начала 1960-х гг. при администрации президента США Дж. Кеннеди Израилю оказывалась всесторонняя и исключительная поддержка, которая включает в себя и существенную военную составляющую. Американская военная помощь позволила Израилю перенаправить около 80% производимых на экспорт систем вооружения, что в свою очередь обогатило военную промышленность страны и позволило переориентировать полученные средства на разработку военных технологий. Подобное обогащение за счет продажи современных систем вооружений позволяет Израилю стимулировать развитие новых научных исследований и дает ему возможность оставаться одной из ведущих стран в области высоких технологий.
Израиль также не скупится на финансирование военной составляющей НИОКР, поглощающих примерно 9% всех военных ассигнований страны, что намного больше в сравнении с другими странами (ср.: Турции — 1%, Южной Кореи — 5,4%). С 2007 г. США лидирует в списке поставщиков военной продукции в Израиль. Израиль имеет статус «основного союзника США вне НАТО», что расширяет его возможности в рамках импорта американского вооружения. Отношения между двумя странами в военной сфере основываются на широкой законодательной базе, заложенной в 1952 г. В рамках военной помощи Израиль получает от США колоссальные суммы. Например, в 2001 г. помощь составляла 2,4 млрд долл., в 2007 г. — уже 2,7 млрд долл., а в 2016 г. был заключен меморандум, в рамках которого в 2019-2028 гг. Израиль получит от США 38 млрд долл., то есть 3,8 млрд долл. ежегодно без учета дополнительных средств, которые могут быть запрошены через конгресс [10].
Военная помощь США Израилю осуществляется в рамках трёх основных программ — Foreign Military Sales («Военные поставки зарубежным странам»), Direct Commercial Sales («Прямые коммерческие поставки») и Excess Defense Articles («Передача зарубежным государствам неиспользуемой военной техники и имущества»). Важным условием предоставления военной помощи является то, что большую часть полученных средств Израиль обязан тратить на покупку именно американской военной продукции, что позволяет правительству США финансировать отечественную военную промышленность. Только порядка 25% военной помощи Израиль может реализовывать по своему усмотрению, что является исключительным правом и не позволяется другим получателям военной поддержки от США. Помимо финансовой составляющей военной помощи и импорта вооружений, Израиль также имеет доступ к совместным военным разработкам. Пример тому — разработка самолета пятого поколения F-35.