Введение
1. Отношения детей и родителей
2. Анализ социально-психологических особенностей взаимоотношений родителей и детей
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2019 | Страниц: 16
Введение
1. Отношения детей и родителей
2. Анализ социально-психологических особенностей взаимоотношений родителей и детей
Заключение
Список литературы
Сегодня наблюдается трансформация института семьи: меняются, иногда радикально, семейные роли, плюрализм мировоззрений в обществе на проблемы семьи и брака возлагает выбор значимых ценностей на родителей и их детей, приводит к повышению степени родительской ответственности.
Взаимодействия родителей со своими детьми, определяют мотивы стремления детей к взрослой жизни, причем мать и отец влияют в данном процессе не одинаково. Отец стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, при условии участия в дискуссии с ней и в решении определенных проблем. С матерями ребята взаимодействуют по вопросам обучения, образования, домашних обязанностей, проведения досуга. Матери считают себя прежде всего контролирующими в отношениях с детьми.
Удовлетворенность в системе детско-родительских отношений базовых потребностей: в безопасности, аффилиации, принятии и признании индивидуальности ребенка, сохранении автономии его "Я"
Достаточный уровень рефлексии родителей как свою роль, так и по индивидуальным особенностям ребенка.
Организация родителями конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей.
Таким образом, важной характеристикой детского возраста выступает становление идентичности, освоение различных социальных ролей, избрание значимых ценностей и идеологии, выбор собственного жизненного пути и определение жизненной перспективы. Самореализация родителей в период зрелости предполагает передачу детям своего жизненного опыта. В связи с этим, важно отметить роль эффективных равноправных отношений родителей с детьми, способствующие передаче и освоению опыта, в результате чего произойдет личностный рост как отца так и ребенка.
Детско-родительские отношения выступают особым видом межличностных отношений, реализуемых и раскрываются в общении. Несмотря на то, что этой проблематике посвящено немало психологических трудов, некоторые важные аспекты и особенности детско-родительских отношений в юношеском возрасте недостаточно изученными. Учитывая указанное, целью нашего исследования было изучение особенностей взаимоотношений родителей с детьми юношеского возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: общение родителей с детьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть отношения в семье;
2) изучить анализ социально-психологических особенностей взаимоотношений родителей и детей.
Для написания данной работы использовалась литература многих авторов.
Семья – основа всей жизни. Семейные порядки и правила, установки и поведение передаются от родителей к детям. Все члены семьи влияют на жизнь друг друга. На этом и базируются семейные расстановки.
21% людей, переживших в своем детстве развод родителей, не могут построить собственную семью. Нередки случаи, когда отец бросает семью, и сын зарекается не повторять поступок отца. Тем не менее, спустя года, уходит уже из своей семьи.
Родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компонент. Содержание этих трех компонентов по-разному освещалось исследователями, однако в любой структуре они присутствуют в той или иной форме. Родительские отношения – это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.[3, c. 154]
Поскольку очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно – оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятие родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединить опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действиях и отношений к другому миру.
Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.[4, c. 152]
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).
Отношения родителей с ребенком строятся на основе двух основных стратегий: стратегия предоставление самостоятельности, бегством на преследование; стратегии «защитного поведения» – ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое отношение к нему. Внутренняя регуляция поведения ребенка воспроизводит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям.
1. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 2008.
2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 2007.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2006.
4. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 2008
5. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 2008. – 136с.
6. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях // Психологические исследования. 2010, № 4(12).
7. Крушная, Н.А. В лияние родительского отношения на формирование и развитие детей / Н.А. Крушная / Седьмая волна психологии. – Ярославль, 2010.
8. Минухин С., Фишман Г. Техники семейной терапии. – М. 2008.
9. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Жизнь и мысль, 2009.
10. Якимова Т.В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома // Культурно-историческая психология. 2011, №4.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!