Эссе|История

Причины неудач преобразовательной деятельности Александра 1

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 10

Введение

Глава 1. Реформы и проекты преобразований деятельности Александра I

Глава 2. Причины неудач преобразовательных реформ Александра I

Заключение

Список литературы

Актуальность рассмотрения причин неудач преобразовательной деятельности Александра I является значимым обстоятельством в истории России.

Александр - преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. У него было два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместно дружную государственную деятельность.

Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения.

Уравнение сословий перед законом, естественно, изменяло самые основания законодательства; таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые[1].

Среди крупнейших русских историков второй половины XIX - начала XX века занимались анализом государственной деятельности Александра I В. О. Ключевский, Н. Ф. Дубровин, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов.

  1. О. Ключевский указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики Александра I. Реформаторская деятельность Александра, по его мнению, ничего не дала ни стране, ни се народу: напротив, в итоге «правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде»[2].
  2. М. Соловьев, напротив, доказывал, что Александр I имел свой собственный отчетливо выраженный принцип во внутренней политике: избегать крайностей. По мнению историка, в характере Александра не было ничего загадочного - он был убежденным сторонником модернизации России. Благодаря этому Россия избежала революционного взрыва[3].

В советский период историографии сложились в основном негативные оценки правления Александра I. По мнению М. Н. Покровского, внутренняя политика Александра I была обусловлена экономическими факторами; все реформаторские начинания императора - лишь внешнее прикрытие, игра в либерализм, от которой он вскоре отказался, обнаружив свои истинные намерения[4].

Некоторые современные историки, вслед за дореволюционными авторами, развивают идею о стремлении императора к законности как главном мотиве его преобразований. М. М. Сафонов считает, что при всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы[5].

В работах С. В. Мироненко рассмотрены попытки самодержавия провести реформы в начале XIX века путем создания конституционных учреждений, развернувшаяся борьба вокруг подготовленных во властных структурах проектов реформ и их крах[6].

  1. А. Томсинов, В. А. Федоров, С. А. Чибирясв подчеркивают большую роль М. М. Сперанского в проведении реформ Александра I[7].

Цель данной работы – рассмотреть причины неудач преобразовательной деятельности Александра I. Для достижения данной цели потребовалось последовательно решить следующие задачи:

- изучить реформы и проекты преобразований деятельности Александра I;

- выявить причины неудач преобразовательных реформ Александра I.

 

Глава 1. Реформы и проекты преобразований деятельности Александра I

Александр I пришёл к власти в 1801 году путём участия в перевороте и убийстве Павла I, пятилетнее правление которого ознаменовалось жестокостью. Вину за гибель отца Александр чувствовал всю жизнь.

Будущий император воспитывался под влиянием Екатерины II, поэтому был образован согласно западному образцу. Его стремлением было создание гуманного общества, Александр поддерживал идеи Французской революции это и стало предпосылками для большого количества реформ.

Первые шаги во внутренней политике были направлены на возвращение привилегий дворянам и исправление ущерба, нанесённого государству во время правления Павла I. Выезд за границы страны стал свободным, возобновились международные связи, произошло ослабление цензуры.

В историографии Александр получил название Благословенного. Среди личных качеств императора можно выделить: доброту, весёлый нрав, деликатность, впечатлительность, доброжелательность, нерешительность.

Именно этими качествами Александра I продиктовывались многие его реформы. Положение крестьян его ужасало, поэтому были созданы попытки если не упразднить крепостное право, то хотя бы смягчить его. Вследствие своей впечатлительности, император был подвержен влиянию со стороны[8].

Нерешительность и опасения спровоцировать дворян на новый переворот не дали в полной мере осуществиться всем реформаторским задумкам Александра, которые были направлены на ограничение или уничтожение самодержавия.

Для обсуждения и создания реформ Александром I была создана организация, получившая название Негласный комитет.

В его состав вошли ближайшие друзья Александра, разделявшие его либеральные взгляды (граф Кочубей, граф Строганов, Новосильцев, князь Чарторыжский). Государственного статуса организация не получила, однако, она обладала широкими полномочиями.

Внутренняя политика делилась по направлениям, разработкой каждого из которых занимался один из членов комитета: вопрос крестьянства (Новосильцев), создание министерств (Чарторыжский), реформирование Сената (Строганов).

Существовавшие на тот момент органы власти - коллегии - изжили себя и требовали реорганизации. Чарторыжский в своём проекте предложил произвести разделение органов власти. Для этого необходимо было сформировать ведомства, наделённые определёнными функциями. Возглавлять каждое из ведомств должно было одно должностное лицо, ответственное за действия всей отрасли.

Итогом работы Негласного комитета стало формирование следующих министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, юстиции, народного просвещения, коммерции.

Особенностью реформы была подотчетность министров лично императору. Внутри министерства делились на департаменты, департаменты - на отделения, отделения - на столы, возглавляемы столоначальниками.

Данный реформаторский проект Негласного комитета был доведён до конца.

Начало правления Александра I характеризовалось стремлением провести ряд либеральных реформ. В окружении императора было много талантливых политических и государственных деятелей. Они предлагали проекты реформ, которые необходимо провести в России.

Однако практически ничего, за небольшим исключением, не было воплощено в жизнь. Причин здесь много. Среди них и осторожность самого царя, и неготовность общества к резким переменам[9].

Предлагаю Вашему вниманию ниже рассмотреть наиболее интересные проекты и их судьбу.

М.М.Сперанский, государственный секретарь, предлагал «Ведение к уложению государственных законов». Основные идеи преобразования:

- путь России – «в единстве самодержавия и конституционализма» - ограничение власти царя конституцией;

- деление власти на три ветви;

-Государственная Дума- законодательный орган;

- исполнительные органы- министерства и местные управления;

- Суды, не зависимые от администрации, подчиняются Сенату;

- все власти объединял император, мог распускать Думу и назначать новые выборы в неё;

- Государственный совет- совещательный орган при царе;

- население разделить на три сословия: дворянство, среднее (купцы, мещане. государственные крестьяне) и народ рабочий (крестьяне, мастеровые, прислуга);

- все сословия приобретали гражданские права, а первые два- ещё и избирательное право;

- поэтапная отмена крепостного права.

Итогами проекта М.М. Сперанского стали:

- превращение придворных званий в почётные отличия;

- введение экзаменов для получения чина;

- в 1810 году - Государственный совет- законосовещательный орган при императоре, члены которого назначались императором. В нём 35 сановников, Сперанский, государственный секретарь;

- в 1802 году - созданы министерства: министр и его заместители.

Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Академия, 2017. - 360 c.

Мироненко, С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX века / С. В. Мироненко. - М., 2010.

Покровский М.Н. Избранные произведения. М., 1965-1967.

Рахматулин, М.А. Император Николай I глазами современников / М.А. Рахматулин.  М.: Отечественная история, 2011. - № 6.

Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. / - Л., 1988.

Сахаров А.Н. Александр I. - М., 1998.

Томсинов, В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков: очерки жизни и творчества: в 2 томах, том 2/ B. А. Томсинов. - М., 2007.

Соловьев, С.М. Александр I. Сочинения в XVIII кн. / - М., 1999.

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek (дата обращения: 27.04.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Эссе История
2021 год 9 стр.
Эпоха дворцовых переворотов с 1725 по 1762 годы
antiplagiatpro
Эссе История
2020 год 9 стр.
Распад СССР: причины и последствия
antiplagiatpro
Эссе История
2021 год 9 стр.
14 декабря 1825: события и люди
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское