Введение
Глава 1 Конституционно-правовая природа свободы экономической деятельности
1.1 Свобода экономической деятельности как конституционный принцип экономического строя
1.2 Содержание свободы экономической деятельности
Глава 2 Пределы свободы экономической деятельности: конституционно-правовой анализ
2.1 Конституционные основания определения пределов свободы экономической деятельности
2.2 Ограничение свободы экономической деятельности:
понятие, основания, связь с конституционным содержанием
Заключение
Библиографический список
Актуальность работы. Свобода экономической деятельности, закрепленная в части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, равно как и различные формы собственности, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации), являются одними из основных факторов развития рыночной экономики, способствуют росту благосостояния населения.
Как конституционно значимая ценность экономическая свобода развивается при определенных условиях: требуются общесоциальные механизмы ее обеспечения, с одной стороны, и ослабление действия факторов, негативно влияющих на нее, с другой. Свобода экономической деятельности зависима от характера экономической политики государства, состояния правоохраны, в особенности эффективности мер по устранению так называемых «административных барьеров», наведению должного порядка в контрольно-надзорной сфере. Основным инструментом поддержки свободы экономической деятельности являются государственная поддержка и уменьшение количества надзорных инстанций.
Развитие свободы экономической деятельности, как показывает изучение проблемы, существенно отстает от социальных экономических потребностей общества, осуществления конституционно заданных целей и задач социальной и экономической политики государства, обеспечения экономической безопасности. Исходя из этого современная конституционная практика обнаруживает сложно разрешимые противоречия между необходимым уровнем развития экономической свободы и ее реальным состоянием, разрешение которых предполагает использование потенциала конституционного права как фактора включения государства в оптимизацию экономической жизни страны.
Осмысление правовых основ экономической свободы в Российской Федерации, обнаружения ее пределов, соответствующих принципу конституционного строя, является актуальной задачей теории конституционного права, а вместе с этим указывает на научную и практическую востребованность темы исследования.
Объект исследования - свобода экономической деятельности, формирующиеся в конституционной практике связи и отношения, обусловленные реализацией экономических прав и свобод.
Предметом исследования выступают теоретические понятия, обобщения и выводы, а также закономерности, отображающие природу, содержание, пределы свободы экономической деятельности, конституционную взаимосвязь экономической свободы и экономической безопасности.
Целью исследования является изучение вопросов теории свободы экономической деятельности, определения допустимых и недопустимых (неконституционных) форм ее ограничения.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- - исследовать свободу экономической деятельности в качестве конституционного принципа экономического строя;
- уточнить конституционный смысл и определить структурные элементы нормативного содержания свободы экономической деятельности;
- исследовать проблему пределов свободы экономической деятельности, уточнить их конституционные основания;
- представить анализ проблемы ограничения свободы экономической деятельности, сформулировать ее понятие, исследовать правовые основания и ее связь с конституционным содержанием и пределами экономической свободы, выявить допустимые, недопустимые (неконституционные) формы ее ограничения.
Теоретическую основу исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического и отраслевого характера по экономическим, юридическим наукам. В основу работы положены идеи ученых-юристов, конституционалистов: С.А. Авакьяна, Г.Н. Андреевой, П.Д. Баренбойма, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, С.Н. Братуся, Э.Р. Вагизовой, В.А. Вайпана, В.М. Ведяхина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.П. Грибанова, Г.А. Гаджиева, В.В. Еремяна, В.В. Ершова, В.Д. Зорькина, Д.А. Керимова, А.А. Клишаса, В.Н. Корнева, М.А. Краснова, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Д.В. Мазаева, В.В. Невинского, С.Г. Павликова, О.А. Поляковой, О.А. Рузаковой, И.А. Умновой, Т.Я. Хабриевой, Е.А. Шапкиной, С.М. Шахрая, Н.М. Чепурновой, В.И. Червонюка, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, О.А. Ястребова и других авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Конституционно-правовая природа свободы экономической деятельности
1.1 Свобода экономической деятельности как конституционный принцип экономического строя
Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства были установлены Указом Президента РФ от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР", согласно которому должны признаваться недействительными акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны. Принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России закреплен в пункте 5 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому ограничения могут вводиться только федеральным законом и только тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств подтверждено частью 1 статьи 74 Конституции РФ и означает, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других препятствий. Речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. Развивает эти положения Федеральный закон N 211-ФЗ от 17 декабря 1999 г. "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". В соответствии с ним один из основных принципов экономического взаимодействия субъектов РФ - содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства страны[1].
Лучшим способом содействия рыночной экономике является поддержка государством конкуренции. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей, она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного.
Конституция РФ значительно усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признание и защиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет о ее исключительности или привилегированности, а только о равном положении частной и других форм собственности.
Упомянутые в части 2 статьи 8 Конституции РФ "иные формы собственности" включают собственность различных общественных объединений - профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций.
В положении о формах собственности наиболее примечательным является принцип их равной защиты. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) установил единые принципы защиты права собственности независимо от ее формы[2].