Актуальность темы работы объясняется необходимостью комплексного исследования феномена такого государственного устройства как федерализм, поскольку страна, в которой мы проживаем имеет данный вид государственного устройства, вопрос о подобном исследовании не вызывает сомнений.
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
Проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Цель данной работы – дать понятие форме государства, а также проанализировать формы государственного устройства.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
- дать общее понятие формы государственного устройства, а также раскрыть содержание понятия «форма государства».
- Проанализировать формы государственного устройства и правления.
- Выявить вопросы, которые возникают при федеративном устройстве государства на примере России и определить дальнейшие пути ее федерализма.
Предметом исследования является, во-первых, само государство, а также его формы. Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве при реализации формы государственного устройства
Степень изученности вопроса. Огромное количество трудов ученых в области, как конституционного права, так и общей теории государства и права было посвящено исследованию вопроса о государственном устройстве и формах государства. Среди ученых, внесших вклад в развитие положений о форме государства и более детальном его функционировании можно отнести следующие фамилии: Авакьян С.А.; Венгеров А.В.; Енгибарян Р.В.; Захаров А.; Корельский В.М.; Малько А.; Марченко М.Н.; Романович Н.А.; Сахно А.В.; Умнова И.А.; Хропанюк В.Н.; Чиркин В.Е и многие другие.
При написании данной работы были применены многие методы научного познания. В частности – исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.
Методологическую базу составили действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.
Структурно работа выполнена из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников. Все параграфы и главы логически связаны между собой.
1. «Узкий» и «широкий» подход к пониманию формы государства
Вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства. Здесь обозначилось несколько точек зрения.
Первая заключается в отождествлении формы государства с другим, обычно более узким, а иногда и разноплановым явлением: формой правления, политическим режимом. По мнению болгарского ученого В. Цонева, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.
Другие авторы отстаивают узкий и широкий подход к понятию «форма государства».
В узком смысле слова форма государства отождествляется с формой правления, а в широком - рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
Третьи (их большинство - B.C. Петров, Б.А. Стародубский, В.Е. Чиркин, венгр Халас, румынский ученый И. Четерки) под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (политико-правового, государственно-правового) режима. На наш взгляд, под формой государства следует понимать способ организации и осуществления государственной власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-правового режима[1].
Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Государственно-правовой режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
Нетрудно заметить, что содержание такого понятия, как «форма государства», весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, которые раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.
Форма государства, так же, как и его сущность, и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятий государства»[2].
На протяжении многих столетий политико-правовая теория продолжала, продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и по возможности спрогнозировать их развитие. Все это имело и имеет большой познавательный и практический смысл. Надо отметить, что вообще классификация - мощный инструмент методологии теории государства, который позволяет не только упорядочивать по определенным критериям все множество различных политико-правовых явлений и процессов, но и выделять самое типичное, сущностное в этих явлениях и процессах, а также случайное, субъективное, размещать их в определенных пространственно-временных рамках. Только такой подход и позволяет эффективно усваивать, осмысливать те условия и причины, которые лежат в основе возникновения, функционирования и развития политико-правовых явлений, процессов, институтов.
В частности, в теории под формой государства стали понимать внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами государства.
На становление и изменение формы того или иного государства всегда влияли такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим[3].
Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции развития национальных государств;
- исторические особенности становления национальных государственностей;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества[4].
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства[5].