Введение
- Теоретические основы организации особых экономических зон
1.1. Особые экономические зоны, понятие и виды
1.2. Правовые основы функционирования ОЭЗ
1.3. Финансово-экономические основы функционирования ОЭЗ
- Анализ применения налоговых стимулов при организации особых экономических зон в России
2.1. Практика организации ОЭЗ в России
2.2. Тенденции использования налоговых стимулов при организации ОЭЗ в России
- Перспективы применения налоговых стимулов на территории опережающего развития в Камчатском крае
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В настоящее время особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) функционируют в большинстве стран мира. На территории таких зон осуществляет свою деятельность большое количество компаний, имеющих особенный юридический статус. При этом государство и частные инвесторы преследуют разные цели в части создания и осуществления деятельности ОЭЗ .
Особые экономические зоны имеют место быть и в Российской Федерации. Они являются важным источником социально-экономического развития страны, который может дать толчок экономическому росту, развитию партнерских отношений, совершенствованию инфраструктуры и производственной базы. Кроме того, они могут привлечь на территорию ОЭЗ инвесторов за счет наличия привлекательных условий, дополнительных налоговых льгот и преференций. Именно поэтому исследование особых экономических зон, принципов формирования и порядка предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль является актуальным на сегодняшний день.
Цель данной работы – исследовать применение налоговых стимулов при организации особых экономических зон.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, виды и правовые основы функционирования ОЭЗ.
- Провести анализ применения налоговых стимулов при организации особых экономических зон в России.
- Исследовать перспективы развития территории опережающего развития в Камчатском крае.
Объект исследования - Камчатский край. Предмет исследования - применение налоговых стимулов при организации особых экономических зон.
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи, федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы организации особых экономических зон
1.1. Особые экономические зоны, понятие и виды
Особые экономические зоны представляют собой интересный проект государства. Для государства создание свободных экономических зон имеет свои предпосылки в экономической политике, так как эти зоны имеют свои привилегии. Государство принимает решение объявить тот или иной регион ОЭЗ, потому что регион имеет показатели существенно ниже, чем показатели по стране. Тогда государство старается привлечь в эти регионы инвесторов и инвестиции, которые смогут повысить уровень социально-экономического развития. В этой связи актуальность темы исследования заключается в том, что, созданные особые экономические зоны на территории Российской Федерации существуют, но особого результата от их функционирования государство не ощущает.
Особые экономические зоны являются очень важным феноменом в современной мировой экономической системе и свидетельствуют о глубине мирового разделения труда. При этом в качестве гражданско-правового характера для них имеется особый юридический статус. На таких территориях предоставляются льготные условия для предпринимателей как для отечественных, так и для иностранных.
Само понятие «Особая экономическая зона» впервые было введено на проводившейся конференции в 1973 году в Киото (Япония), когда было установлено в соответствующих документах Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, в качестве части территории одного государства, на которое импортируются товары. При этом данные товары не подвергаются рамками таможенного контроля. В этой связи данный порядок означает, что на территории свободной экономической зоны сформирован особый режим таможенной процедуры, предполагающий существенное сокращение традиционно применяемых административных барьеров, тем самым стимулируется активность ведения торговли, осуществляемой на данной части территории государства.
Механизм особых экономических зон с тех пор получил достаточно широкое распространение во всём мире. На практике существуют следующие концепции создания и функционирования таких зон:
1) Территориальная, предполагает, что какая-то часть территории государства выделяется для создания ОЭЗ.
2) Точечная, в данном случае географическое местоположение хозяйствующего субъекта не имеет значения. Но действует преференциальный режим. Следовательно, льготные условия предоставляются предприятиям в зависимости от их специализации.
Функционирование свободных экономических зон является инструментом для привлечения иностранных инвестиций, технологий в те государства, которые нуждаются в развитии экономических инноваций. Таким образом, ОЭЗ одновременно выгодны и государству, которое стремится таким образом решить задачу обновления и модернизации собственной экономики, и предпринимателям, которые за счет этого получают доступ к более гибкому таможенному режиму.
В практике деятельности выделяются несколько классификаций ОЭЗ. Поскольку речь идет о системе предоставляемых льгот, которые действуют на территории свободных экономических зон, то выделяют следующие виды зон, характеризующие:
1) Применение налоговых льгот;
2) Таможенных льгот;
3) Финансовые послабления и административные льготы.
В зависимости от функционального назначения можно выделить в классификации ОЭЗ их виды, подразделяющие на:
1) Торгового вида;
2) Промышленно-производственного типа;
3) Технико-внедренческого характера;
4) Портовые.